103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Есть ли проблемы на "Байконуре"?

08.04.2019

В марте «Роскосмос» заявил об отсутствии планов строительства на Восточном стартового стола под ракету «Союз-5» («Иртыш»). Вместо этого госкорпорация допустила появление на дальневосточном космодроме стенда для проведения испытаний первой ступени перспективного носителя. Необходимость подобной установки объясняется созданием сверхтяжелой ракеты «Енисей». Соответствующее финансирование предполагается осуществлять в рамках развертывания инфраструктуры для ракет семейства «Ангара». В целесообразности подобных решений разбиралась «Лента.ру».

НОВЫЕ ПАРТНЁРЫ

Контракт на создание «Союз-5» подписан в июле 2018 года. Головным разработчиком носителя стала ракетно-космическая корпорация «Энергия» (Королев), производителем — ракетно-космический центр «Прогресс» (Самара), разработка двигателей поручена научно-производственному объединению «Энергомаш» (Химки). «Затем начинаем работу по сверхтяжу. Это позволит мобилизовать всю ракетно-космическую отрасль, обновить ее и использовать наш мощный конструкторский и производственный потенциал», — заявлял генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Конструктивно «Союз-5» оказывается укрупненной версией советских (российско-украинских) средних ракет семейства «Зенит». Заявляемая стартовая масса двухступенчатого носителя составляет около 530 тонн, длина — 61,87 метра, диаметр — 4,1 метра. Первая ступень ракеты должна получить один двигатель РД-171МВ, практически неотличимый от РД-171М, но снабженный электронной конструкторской документацией. Вторая ступень будет оснащаться парой РД-0124МС — обновленной версией двигателя, используемого в «Блоке И» среднего носителя «Союз-2.1б». Максимальная масса выводимой на низкую околоземную орбиту с космодрома Байконур полезной нагрузки оценивается в 17 тонн.

Опционально «Союз-5» получит третью ступень (разгонный блок) ДМ-03 от ракет «Протон-М», предназначенную для довыведения космического аппарата на геостационарную орбиту. Заявляемый общий бюджет российско-казахстанского комплекса «Байтерек», предполагающего запуск «Союз-5» с Байконура (Казахстан), составляет 14,4 миллиарда долларов. В эту сумму входит 240 пусков, которые планируется осуществить в течение 40 лет. Старт «Союз-5» с Восточного, если и возможен, то не ранее 2028 года.

Первое летное испытание «Иртыша» должно состояться в 2022 году. К этому времени Казахстан, выступающий партнером России по проекту, должен на собственные средства переоборудовать пусковую площадку для «Зенитов» на Байконуре. Ракета «Союз-5» должна запустить на околоземную орбиту многоразовую «Федерацию» (в беспилотном режиме), изначально заявляемую в качестве замены действующих пилотируемых кораблей «Союз МС». Затем та же «Федерация» должна запускаться еще три раза (в 2023, 2024 и 2025 годах). В случае успеха летные испытания ракеты и корабля будут признаны завершенными. Все эти старты предлагается проводить с Байконура.

РАКЕТОЙ ВСЕМ

Зачем нужен «Союз-5», если аналогичные задачи могут решать ракеты «Союз-2»? Официальные лица выдвигают несколько причин в пользу целесообразности создания замены «Зенитам», которыми еще в СССР планировалось заместить семейство Р-7.

Во-первых, разработка носителя позволит поддержать потенциал конструкторов «Энергии» и «Прогресса». Во-вторых, таким образом будет задействован самый мощный в мире жидкостной ракетный двигатель РД-171МВ. В-третьих, получают шансы на возрождение проекты «Морской старт» и «Наземный старт», в настоящее время принадлежащие компании S7 Space. В-четвертых, именно в рамках «Союз-5» Россия запланировала продолжение сотрудничества с Казахстаном в космической отрасли. В-пятых, почему-то «Иртыш», а не какая-либо из ракет «Ангара», должен конкурировать с тяжелым носителем Falcon 9 американской компании SpaceX. В-шестых, действующие планы «Роскосмоса» предполагают запуск «Федерации» на «Союз-5». В-седьмых, «Иртыш» должен стать основой для российских сверхтяжелых ракет «Енисей» и «Дон».

Этот список можно продолжить еще несколькими пунктами. Однако уже имеющихся вполне достаточно, чтобы выразить сомнения в реализуемости заявляемых госкорпорацией планов. Если первые два положения, касающиеся вовлечения в проект конструкторов ракет и двигателей ради самого проекта, обычны для российской космической отрасли, что видно на примере семейства «Ангара», то остальные смотрятся странно.

АТЛАНТ НЕ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ

Касательно перспектив «Союз-5» имеются несколько вопросов. Первый о роли в проекте S7 Space. С одной стороны, компания недовольна утвержденной «Роскосмосом» конструкцией ракеты, с другой — заявляет о разработке собственного носителя «Союз-7» (не путать с другим «Союз-7», она же — «Волга», разрабатываемая в качестве центрального блока «Енисея»), которая, однако, проходит не слишком успешно.

В ноябре 2018 года теперь уже бывший генеральный директор S7 Space Сергей Сопов рассказал о бюрократии и незаинтересованности в партнерстве со стороны госпредприятий российской космической отрасли. По его словам, «Роскосмос» проигнорировал предложение компании на общую сумму 2,5 миллиарда долларов по заказу 50 единиц «Союз-5» с авансом на 10 ракет и опционом еще на 35 носителей. Сопов также отметил задержки с поставками комплектующих для ракет «Зенит-3SL», вызванные неспешностью российских властей. Потому неудивительно, что уже в марте стало известно, что S7 Space скорее всего совсем откажется от «Зенитов».

Стоит добавить, что после того как Рогозин возглавил «Роскосмос», из «Энергии» в S7 Space ушли ключевые разработчики «Союз-5» (Игорь Радугин) и «Федерации» (Николай Брюханов). После ухода из компании Сопова ее возглавила бывший руководитель ЦЭНКИ (Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) Рано Джураева.

В настоящее время в частной компании сформировалась альтернативная команда профессионалов, способная взять на себя компетенции госкорпорации, связанные с гражданской и коммерческой космонавтикой, в частности, запуск иностранных спутников и управление МКС. Последнее с высокой вероятностью может произойти, когда российская пилотируемая космонавтика совсем перестанет интересовать американцев и тем самым перестанет приносить доход. Еще большую долю неопределенности в ситуацию вносит трагическая гибель совладелицы S7 Group Наталии Филевой.

ВСПОМИНАЯ УКРАИНУ

Другой момент, который вызывает скептическое отношение к «Союз-5», связан с Казахстаном. В проектах «Союз-5» и «Федерация» нет военной составляющей, и для их запуска, казалось бы, должен идеально подходить Восточный, заявляемый «Роскосмосом» в качестве «первого гражданского космодрома России». Вместо этого на Восточном строится площадка для запуска ракет «Ангара-А5», которая, конечно, не останется без внимания Минобороны.

Последний «Протон-М» с Байконура в интересах военных должен полететь в мае 2019 года. Сами эти носители, по всей видимости, перестанут летать к 2023 году. После этого на Байконуре должны остаться только действующие стартовые столы под «Союз-2» и «Сункар» (казахстанское название для «Союз-5»). Последний станет единственным, с которого будет возможен пуск «Иртыша», из-за чего возникает естественный вопрос о целесообразности новую ракету с новым кораблем запускать с космодрома, находящегося на территории иностранного государства. Здесь особенно поучительна ситуация с Украиной, текущий статус отношений России с которой сделал невозможным запуск ракет «Зенит».

Стабильность текущих контактов России и Казахстана в космической отрасли поддерживается фактором МКС, в которой ведущая роль принадлежит США. Именно участие Соединенных Штатов делало возможным бесперебойную поставку различного рода украинских комплектующих, в частности, системы управления для ракеты «Союз-ФГ», с помощью которой американские (и российские) члены экипажа доставляются на околоземную орбиту. В 2020 году, когда НАСА сертифицирует пилотируемые корабли SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner, Москва и Нур-Султан потеряют своего арбитра в лице Вашингтона — третьей заинтересованной стороны.

Вероятно, «Роскосмосу» не нужен «Союз-5», и ракета может вовсе не полететь. Причин для этого достаточно. Это могут быть, например, трудности с казахстанской стороны, включая неготовность стартового стола для нее, за создание которого отвечает Нур-Султан, и ухудшение взаимоотношений с Москвой.

Другой причиной может быть неготовность к 2020 году «Федерации». В феврале Рогозин заявил, что перспективный корабль не имеет смысла использовать для регулярных полетов на околоземную орбиту, для чего предлагается по-прежнему запускать «Союз МС». Вместо этого «Федерацию» якобы планируется готовить для Луны, полет к которой потребует тяжелой «Ангары» или сверхтяжелого «Енисея», стартующих с Восточного.

В любом случае запуск «Союз-5» зависит от одновременного выполнения слишком большого числа факторов. При этом в случае неудачи у госкорпорации появится очередной повод перестать тратиться на пилотируемую космонавтику и направить еще большее финансирование в «Центр Хруничева».

Подробнее по теме LENTA.RU Наука и техника 8 апреля.

  • Памятные даты

  • 20.10.2019

    20 октября – ДЕНЬ ВОЕННОГО СВЯЗИСТА.

    Установлен Указом Президента России от 31 мая 2006 года. Ранее отмечался как День связи Вооруженных Сил России. см. далее


         

    Октябрь 2019


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31 1 2 3
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"