103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Начало работ по созданию Единой космической навигационной системы «Глонасс»

26.09.2012

12 октября 1982 года  ракетой-носителем «Протон» осуществлен успешный запуск с космодрома Байконур принципиально нового отечественного навигационного космического аппарата «Глонасс» (Космос № 1413) и двух его габаритно-весовых макетов. Этот запуск положил началу летных испытаний Единой космической навигационной системы (ЕКНС) «Глонасс». О об участии в этой работе ветеранов Космических войск рассказывает полковник Исаев В.А.

Полковник    В.А. Исаев окончил с отличием в 1959 году Тамбовское военное радиотехническое училище, служил  в ракетном полку, оснащенному баллистическими ракетами Р-5М, и заступившему  на боевом дежурстве с 1 октября 1960 года,  является ветераном первого ракетного соединения ВС страны – Бригады особого назначения РВГК 24 ракетной дивизии.В 1967 году В.А Исаев с отличием окончил ЛВИКА им. А.Ф. Можайского и был назначен инженером-испытателем Центрального измерительного комплекса ИСЗ и КО (в настоящее время – Главный испытательный центр им. Г.С. Титова), в 1974 году был переведен в первое  управление  ГУКОС. Без отрыва от службы В.А. Исаев в 1974  году окончил адъюнктуру в Военной инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского (ныне–Военная академия РВСН им. Петра Великого). В ГУКОС В.А. Исаев прошел путь от ведущего офицера до начальника отдела-заместителя начальника первого управления.
     Награжден орденом Красная звезда, государственными и ведомственными медалями, медалями Федерации космонавтики СССР и РФ, избран академиком Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Заслуженный испытатель космической техники, Почетный радист СССР.
Исаев В.А. продолжает трудиться советником в ЗАО «Авиационно-космические технологии».

         НАЧАЛО ЭРЫ ЕДИНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ГЛОНАСС»    
     В сравнении с уже действующими космическими навигационными системами («Цикада», «Циклон», «Надежда») в новой системе "Глонасс" были заданы характеристики, удовлетворяющие перспективные потребности любых потребителей: ВМФ, Минморфлота, ВВС, Гражданской авиации, РВСН, Сухопутных войск, Космических войск, автомобильного транспорта и т.п. Учитывая  перспективность новой космической навигационной системы, данный запуск положил начало эры  ЕКНС «Глонасс».
Работы по системе были начаты в начале 70-х годов на базе положительных результатов применения систем первого поколения, а также научных исследований по космической навигации, полученных еще до запуска в СССР первого ИСЗ. Запуск первого ИСЗ в СССР  4 октября 1957 года активизировал работы по космическим навигационным системам как в нашей стране, так и в США.
     Признанным лидером самых первых и последующих научных исследований в области космической навигации был доктор т.н., профессор третьего факультета ЛВИКА им А.Ф. Можайского  полковник В.С.  Шебшаевич. Официально работы по  созданию системы «Глонасс» были начаты по постановлению правительства ещё в декабре 1976 года. В сентябре 1978 года материалы эскизного проектирования одобрены межведомственной комиссией  (председатель – генерал-лейтенант Мещеряков И.В.).  В этом же году Министром обороны СССР было утверждено ТТЗ, согласованное со всеми видами Вооружённых Сил и министерствами: Минобщемашем, Минрадиопромом, Минавиапромом, Миноборонпромом, Минморфлотом и другими (всего восемь ведомств).
      В августе 1979 и июле 1981 годов были уточнены порядок и сроки работ:
    - начало летных испытаний и создание системы из 4-6 КА для проверки принципов работы и основных технических  характеристик –1981 год;
    - создание системы из 10-12 КА и сдача ее на вооружение в составе и с ТТХ по согласованию между Минобороны, Минобщемашем и Минрадиопромом – 1984 год;
    - дооснащение системы до 24 КА– 1987 год.
      Постановлениями правительства были определены основные разработчики:
      - НПО «Прикладная механика» Минобщемаша (главный конструктор М.Ф. Решетнев) –по системе в целом;
      - ПО «Радиоприбор» Минобщемаша – по наземному комплексу управления, бортовому радиотехническому комплексу, аппаратуре потребителей (главный конструктор – Н.Е. Иванов);
      - ЛНИРТИ Минрадиопрома – по навигационно-временному комплексу (главный конструктор – Ю.Г. Гужва).
     На ГУКОС МО (генерал-полковник Максимов А.А.) традиционно были возложены задачи: организация и проведение летных испытаний, подготовка ракет-носителей «Протон» и космических аппаратов на техническом и стартовом комплексах космодрома Байконур, руководство запусками космических аппаратов,  управление  системой в целом  и космическими аппаратами на орбитах, баллистическое обеспечение. Ответственными за организацию и контроль работ по созданию системы «Глонасс» в ГУКОС МО в соответствии с их общими функциональными обязанностями были управления:
      -первое управление  – по системе в целом, космическим аппаратам, за организацию работы государственной комиссии по испытаниям и контролю выполнения ее решений;
       -второе управление – по РН «Протон» с разгонным блоком, техническому и стартовому комплексам;
       - третье управление – по наземному командно-измерительному комплексу.
       Общее руководство работами по системе «Глонасс» в ГУКОС МО осуществляли Заместитель начальника по вооружению, а позже – начальник Главного управления по вооружению генерал-лейтенант В.В.Фаворский и  начальник 1-го управления генерал-лейтенант Ю.Ф. Кравцов.
Непосредственное руководство по всем системам космической навигации, в том числе по системе «Глонасс», были сосредоточены в первом отделе первого управления (начальник отдела полковник С.Ф.Виноградов, начальник отдела – заместитель начальника 1-го управления полковник В.А.Исаев).
В первом отделе управления выросла группа опытных ведущих специалистов по космическим навигационным системам и космическим аппаратам: полковники Ю.В. Медведков (заместитель начальника отдела), В.В. Горев, О.С. Григоренко, А.Г. Митерев, И.И. Комаров.
На этих офицеров отдела легла вся текущая работа и ответственность в ГУКОС МО по организационно-техническим вопросам создания навигационных космических систем, в том числе по системе «Глонасс». Это - организация подготовки и согласование ТТЗ на систему «Глонасс», контроль  своевременности изготовления КА, контроль качества и надежности КА, выполнения планов-графиков наземной отработки, проведения ЛКИ, организация проведения заседаний госкомиссии и т.п. Важнейшей задачей было обеспечение контроля качества и надежности космических аппаратов, точности навигационных определений.
       Достижение высочайших оперативно – технических характеристик в системе «Глонасс» при навигационных определениях (глобальность, непрерывность,  точность определений и т.п.) привело к сложной структуре системы.  «Глонасс»–большая техническая система, подчиняющаяся специфическим законам системного развития.  Всё это  наложило особые требования как к разработке системы, так и к проведению  летных испытаний и штатного ее применения.
По своей структуре система включает в себя космический и наземный сегменты. Космический сегмент- это орбитальная группировка  из 24-х и более космических аппаратов, расположенных равномерно на трех орбитах, разнесенных по широте на 45 градусов, на высотах порядка 20 тысяч километров.
       Космические аппараты системы «Глонасс»  (КА 11Ф654 – «Ураган») с гарантийным сроком 3 года обладали массой 1415 (1450) кг. В наземном сегменте боевыми расчетами войсковых частей ГУКОС МО выполнялись функции:
- траекторных измерений для непрерывного уточнения параметров орбит всех космических аппаратов;
- определение расхождения бортовых шкал времени (БШВ)  всех КА системы с системной шкалой времени, синхронизация БШВ  каждого КА с временной шкалой ЦС  и службой единого времени (СЕВ)  путем фазирования и коррекции БШВ;
- формирования массива служебной информации  (навигационных сообщений), содержащего спрогнозированные эфемериды, альманах и поправки к БШВ  каждого КА и другие данные, необходимые для формирования навигационных кадров;
- передачи массива служебной информации в память бортовой ЭВМ каждого КА и контроля за её  прохождением;
- телеметрического контроля работы бортовых систем всех КА и диагностика их состояния;
- контроля информации в навигационных сообщениях КА, приёма сигнала вызова НКУ;
- управления полетом КА и работой их бортовых систем путем выдачи команд управления и передачи на борт временных команд, контроля прохождения этих данных;
- контроля характеристик навигационного поля;
- определения сдвига фазы дальномерного навигационного сигнала КА по отношению к фазе сигнала ЦС;
- планирования работы всех технических средств НСС, автоматизированной обработки и передачи данных между его элементами.
      Средства НСС «Глонасс» размещены по всей территории России, в городах: Краснознаменске, Санкт-Петербурге, Щелкове, Воркуте, Енисейске, Якутске, Улан-Уде, Комсомольске - на Амуре, Петропавловске - Камчатском.Подготовка к запуску и запуск космических аппаратов ракетой-носителем «Протон» осуществляется на техническом и стартовом комплексах боевыми расчетами космодрома Байконур с участием представителей головных организаций-исполнителей промышленности. При этом контроль полета ракеты-носителя с космическими аппаратами осуществляется средствами полигона и командно-измерительного комплекса.
Незаменимый вклад по непосредственному руководству работами на полигоне внес заместитель начальника полигона по НИОКР генерал-майор А.П. Завалишин. В любое время суток он лично контролировал на стартовом комплексе процессы подготовки запуска КА «Глонасс».
Исключительно важную роль при создании системы сыграло участие научных сотрудников  50 ЦНИИ КС во главе с генерал-лейтенантом Мещерякова И.В. в НИР  совместно с НИУ видов ВС,  ВИКИ им. А.Ф. Можайского по  определению структуры построения ее отдельных элементов и принципов применения, решению фундаментальных проблем привязки пунктов слежения наземного сегмента, геодинамики и технологии управления космическим сегментом.
      Сложная по структуре и уникальная по своему техническому уровню, прецизионно высоким оперативно - техническим характеристикам навигационная космическая система «Глонасс» объективно нуждалась в особом подходе к изготовлению космических аппаратов, обеспечению их надежности, управлению орбитальной группировкой и проведению летно-конструкторских испытаний. Все это наложило повышенную ответственность на специалистов ГУКОС МО и офицеров боевых расчетов космических частей по запуску и управлению космическими аппаратами.Техническую политику при проектировании, изготовлении космических аппаратов и подготовке КА на космодроме к запуску отдел осуществлял через аккредитованные на предприятиях военные представительства (руководители – полковники Лысенко В.К., Меланин М.М. и многие другие).
      Для руководства летно-конструкторскими испытаниями решением ВПК при СМ СССР была назначена Государственная комиссия. До 1987 года ее председателем был генерал-полковник Максимов А.А. Длительное время заместителем председателя комиссии был генерал-лейтенант Кравцов Ю.Ф., которые были признанными авторитетами при принятии решений комиссии по проблемам испытаний. По каждому запуску КА «Глонасс» отделом организовывалось минимум два заседания госкомиссии: о дате и задачах очередного запуска, о готовности к запуску – обязательно на полигоне. Наряду с этим периодически организовывались заседания с детальным анализом результатов ЛКИ. На таких заседаниях госкомиссии присутствовали представители всей кооперации организаций – исполнителей и министерств. При подготовке заседаний госкомиссий от отдела требовалась кропотливая работа по подготовке материалов: согласованных повесток заседаний, согласование докладчиков, аналитических записок, проектов выступлений, проектов решений, которые ложились в основу дальнейшей работы. Для автора настоящей публикации и офицеров отдела такая работа была хорошей школой.
      На начальном этапе испытаний и развертывании космического сегмента системы после 1987 года председателями госкомиссии были генерал-лейтенант Мещеряков И.В. и генерал-полковник Титов Г.С. Председатель комиссии И.В. Мещеряков отличался  глубочайшими знаниями как теории космической навигации, технологии производства, так и подготовки космической техники на космодроме, всей идеологии управления сложнейшей космической системой.
К Г.С. Титову постоянно обращались как технические руководители, так и руководство космодрома по наиболее проблемным вопросам, решение которых находилось в компетенции руководства Минобороны, правительственных органов, руководителей министерств. По таким просьбам, как правило, офицерами первого отдела  оперативно готовились письменные обращениями о конкретной помощи и за подписью председателя госкомиссии Г.С. Титова направлялись в соответствующие инстанции. Без внимания такие обращения не оставались.
      Членами госкомиссии от первого управления были полковники Исаев В.А. и Медведков Ю.В. Секретарями госкомиссии были офицеры: Медведков Ю.В.,  Григоренко О.С., Горев В.В., Митерев А.Г. Благодаря их компетентности, трудолюбию, внимательному отношению к любым обращениям к ним за помощью, они пользовались заслуженным авторитетом в управлениях ГУКОС МО, подчиненных ему войсковых частей, в видах ВС, у головных исполнителей – НПО ПМ, ПО «Радиоприбор» Минобщемаша, ЛНИРТИ Минрадиопрома, в военных представительствах и научных  организациях. Они были известны и в правительственных инстанциях. В последующие периоды все названные офицеры отдела заслуженно продвигались по службе,  а после увольнения из рядов ВС они в полной мере реализовали свой опыт, знания  и организаторские способности в новых условиях гражданской деятельности.
       К сожалению, установленные сроки  летных испытаний системы «Глонасс» не были выполнены в основном из-за недостаточной надежности бортовой аппаратуры КА,  что затруднило своевременное создание орбитальной группировки. Так, если для летных испытаний было выделено 22 КА (9-10 запусков), то до1989 года были запущены 31 КА. Наряду с этим были случаи неудачного выведения КА на штатную орбиту из-за разгонного блока. Летные испытания были продолжены. В 1991 году в составе системы стало 12 работоспособных КА.  В сентябре 1993 года с задержкой на 9 лет от установленного срока система была принята на вооружение, а в конце 1995 года (вместо 1987 года) орбитальная группировка была доведена до штатного состава.
       В книге авторов генералов-лейтенантов В.В.Фаворского и И.В. Мещерякова «Военно-космические силы» справедливо отмечено, что создание системы явилось сложнейшей технической задачей, прежде всего в части достижения высочайшей точности навигационных определений с учетом объективно существующих влияющих факторов, создание бортовой аппаратуры единого времени высокой точности, достижение высочайшей надежности КА, создание малогабаритной абонентской навигационной аппаратуры. Решать эти фундаментальные трудности пришлось, конечно, в первую очередь всем названным выше основным разработчикам в рамках требований ТТЗ Минобороны на систему. В создании системы «ГЛОНАСС», наряду с названными лицами от управлений ГУКОС МО, непосредственное участие принимали:
- от 50 ЦНИИ КС  во главе с Мещеряковым И.В.: Неволько М.П., Чаплинский В.С., Соловьев Г.М.,  Танк В.А., Сергеев Н.К., Силантьев Ю.Н., Шишигин В.А., Хоменко Б.Б., Смашный В.В., Огороднийчук В.Д.
- от ВИКИ им А.Ф. Можайского: Романов Л.М., Юрков Ю.А., Лукьянов Д.П.,  Олянюк П.В., Астафьев Г.П.;
-  от ГНИЦ МО: Кузьминский А.И., Мальгин В.В., Левенец И.М. и многие другие.
      Таким образом, возникающие проблемы преодолевались совместными усилиями головных исполнителей  и напряженным трудом офицеров головного  первого, а также второго и третьего  управлений, подчиненных войсковых частей и НИУ ГУКОС МО.
       Итак, 12 октября 1982 года началась эра ЕКНС «Глонасс», работы по которой продолжаются в новых условиях и при новом руководстве как в Минобороны РФ, так и  ракетно-космической отрасли уже в рамках национальной программы по единой навигационной космической системе.
                полковник В.А. Исаев, октябрь 2012г.

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"