103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

РУКОТВОРНЫЙ БЕРЕГ ВСЕЛЕННОЙ

10.03.2017

«...С берега Вселенной, которым стала свя­щеная земля нашей Родины, — писал Главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев, — не раз уйдут в еще не известные дали космические корабли. Каждый их полет и возвращение будут великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса». Первым причалом берега Вселенной стал кос­модром «Байконур».
       12 февраля 1955 года правительством было при­нято решение о строительстве Научно-исследовательского испытательного полигона (в последствии -5 НИИП Минобороны). Руководителем строительства был назначен известный военный строитель генерал-майор Г.М. Шубников. Примечательно то, что именно он руководил возве­дением монумента воину-освободителю по проекту Е.В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине.




Началу строительства полигона предшествовала работа Го­сударственной комиссия по выбору его места. Председателем комиссии был начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточное Аральского моря, в несколь­ких сотнях километров от поселка Байконыр.           Это место имело ряд преимуществ перед другими: ма­лонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная по­лупустынная местность, наличие крупнейшей сре­днеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вбли­зи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возмож­ность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли. 
         В январе 1955 года прибыл первый отряд воен­ных строите
Начало Байконура.jpg
лей под командованием старшего лей­тенанта И.Н. Денежкина. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заво­ды, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновре­менно с началом строительства шло фор­мирование коллектива будущей космиче­ской гавани.           Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали ма­шины, но люди выстояли.
        Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительст­ва столь сложных, по существу, уникальных соору­жений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были пре­дельно высокими. Без повседневной изобретатель­ности, творчества, инженерной смелости, без уме­ния идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий со­став строительства составляли фронтовики — лю­ди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалив­шиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудно­сти не могли ни испугать, ни остановить».
         Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и желез­ная дороги и начато строительство основного объ­екта — будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше три­дцати тысяч кубометров бетона. Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус.
         5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей космодрома, носившего в раз­ное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года — город Байконур. 
         2 июня 1955 года директивой Генерального шта­ба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Эта дата была официально при­знана днем рождения космодрома «Байконур».
         К концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиацион­ное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион брига­ды Резерва Верховного Главнокомандования.
         На­чальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейте­нант артиллерии А. И. Нестеренко. Общая числен­ность работавших на полигоне в конце 1955 года со­ставила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и слу­жащих. В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудо­вания, подготовка к испытаниям ракетных комплек­сов. К началу испытаний на полигоне находилось 427 инженеров и 237 техников, из них до 25 лет — 48 % и около 50 % участников Великой Отечествен­ной войны. 
         Общая численность военнослужащих возросла до 3600 человек. Большинство испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, про­изводящих ракетную технику, в научно-исследова­тельских институтах и конструкторских бюро, на по­лигоне «Капустин Яр». 
         15 мая 1957 года со стартовой площадки полиго­на произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Коро­лева. Ракета состояла из центрального блока, четы­рех боковых блоков и головной части, имела длину 32 м, максимальный диаметр центрального блока 2,95 м, боковые блоки длиной 19,8 м с максимальным диаметром 2,95 м. Максимальная ширина по воздуш­ным рулям пакета 10,3 м. Стартовая масса до 273 т, тяга на Земле 3940 кН, дальность полета 8600 км. При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск был неудачным из-за пожара в хвостовом отсеке.
Гагаринский старт.jpg
 . Первый и также неудачный пуск МБР «Атлас» в США состоялся в июне 1957 года.
          Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 го­да, успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.  
         4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 се­кунды по московскому времени (5 октября в 00 ча­сов 28 минут 34 секунды по байконурскому време­ни) со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в Ми­ре искусственный спутник Земли (ИСЗ). Вес спут­ника составил 83,6 кг. 
         Так был начат отсчет косми­ческой эры. Первый ИСЗ просуществовал в космо­се 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Зем­ли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км.  
  • Памятные даты


  •      

    Март 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"