103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Начало эры ГЛОНАСС

11.10.2017

         Сообщение ТАСС о первом запуске в СССР космических аппаратов в интересах создания принципиально новой Глобальной навигационной системы и открывающего эру «ГЛОНАСС» было стандартно и лаконично: 12 октября 1982 года в Советском Союзе произведен запуск искусственных спутников Земли «Космос-1413», «Космос-1414», «Космос-1415». Выведение на орбиту всех трёх спутников осуществлено одной ракетой-носителем. Спутники предназначены для отработки элементов и аппаратуры космическойИсаев В.А. .jpg навигационной системы, создаваемой в целях определения местонахождения самолетов гражданской авиации и судов морского и рыбного флотов Советского Союза. Установленная на спутниках аппаратура работает нормально. Координационно-вычислительный центр ведет обработку поступающей информации».          
         О нелёгком пути к этому достижению рассказывает ветеран Космических войск полковник Исаев Виктор Александрович,
 служивший начальником отдела - заместителем начальника первого управления ГУКОС..
 Заслуженный  испытатель космической техники, академик Российской академии космонавтики им. К.Э Циолковского.

        Запуск, открывший начало эры ГЛОНАСС, ожидали, как результат своей деятельности сотни организаций десятков министерств, многие тысячи специалистов ракетно-космической отрасли. Этот запуск имел государственную важность. Объясняется это особой значимостью новой навигационной универсальной космической системы для повышения обороноспособности страны и обеспечения потребностей народного хозяйства.
        В книге В.В. Фаворского и И.В. Мещерякова «Военно-космические силы» авторами справедливо отмечено, что создание системы «ГЛОНАСС» явилось сложнейшей технической задачей, прежде всего в части достижения прецизионной точности навигационных определений с учетом объективно существующих возмущающих факторов, создания бортовой аппаратуры единого времени высокой точности, достижения высочайшей надежности КА, создания малогабаритной абонентской навигационной аппаратуры.
        Решать эти фундаментальные проблемы были обязаны, в первую очередь, разработчики системы в целом и её составных элементов при прямом участии головного заказчика ГУКОС МО, а также ВМФ, ВВС и других потребителей в рамках требований ТТЗ Минобороны на систему.
        Система «ГЛОНАСС» создавалась в сложной обстановке конкурентной борьбы с США, при дефиците времени, определенных технологических ограничениях нашей промышленности и т. п.
        Для успешного выполнения такой работы, наряду с техническими и производственными возможностями ракетно-космической промышленности, необходима была эффективная, соответствующая масштабному и сложному техническому проекту организация работ, а так же система управления проектом в целом. В этой связи необходимо особо подчеркнуть важность мероприятий правительства в середине 60-х годов прошлого столетия по формированию структуры военно-промышленного комплекса (ВПК) страны.
        В состав ВПК вошли: Министерство обороны СССР, «девятка» оборонно-промышленных министерств (Министерства среднего машиностроения, Министерства авиационной промышленности, Министерства общего машиностроения, Министерства судостроительной промышленности, Министерства радиотехнической промышленности, Министерства электронной промышленности, Министерства оборонной промышленности, Министерства промышленности средств связи, Министерства машиностроения) и более десяти смежных министерств гражданского сектора экономики, частично производивших продукцию военного назначения (Минхимпром, Минавтопром, Минэлектротехпром и другие). Главным координационным органом в 1960–1980 гг. являлась Государственная комиссия при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК).
        С созданием ВПК в стране была сформирована эффективная система управления оборонными отраслями промышленности, направленная на обеспечение паритета в сфере производства ракетной, ракетно-космической и другой военной техники. Принципы управления организованной системы управления были положены в основу работ при создании системы «ГЛОНАСС». Непременным условием эффективности управления созданием «ГЛОНАСС» была централизация работ при головной роли в кооперации Министерства общего машиностроения СССР.
        Работы по системе «ГЛОНАСС» в инициативном порядке были начаты в начале 70-х годов 20 века на базе положительных результатов применения систем первого поколения, а также результатов ранних научных исследований по космической астронавигации, полученных еще до запуска первого ИСЗ.
На всех этапах создания ракетной и ракетно-космической техники военного назначения подведомственные Минобщемашу и другим министерствам оборонной «девятки» организации промышленности осуществляли тесное взаимодействие с заказывающими управлениями и НИИ Минобороны СССР.
        Организация работ по созданию ракетно-космической техники в целом, позволила уже на ранних этапах вести работы по системе «ГЛОНАСС» в строгом соответствии с требованиями ВПК. Особенностями организации работ по системе «ГЛОНАСС» необходимо отметить:
– использования опыта радиоэлектронных способов решения навигационных задач, имевшегося в ВМФ и ВВС;
– использование научно-исследовательского задела ведущих научных школ и научных коллективов;
– создание упреждающего задела для решения новых проблем космической навигации;
– назначение на правительственном уровне головного исполнителя по системе и соисполнителей по её составным частям;
– назначение в Министерстве обороны СССР головного заказчика в лице ГУКОС МО и со заказчиков от потребителей навигационной информации (ВМФ, ВВС и др.);
– назначение Государственной комиссии и её председателя от ГУКОС МО − органа для руководства летными испытаниями системы;
– организация в Центре КИК (в/ч 32103) Главной оперативной группы управления системой (ГОГУ) на этапе летных испытаний и подготовке ГОГУ предложений о приеме системы на вооружение и т. п.
       Работы по созданию системы «ГЛОНАСС» были официально начаты в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в декабре 1976 г. Основными разработчиками были определены:
       НПО ПМ Минобщемаша (генеральный конструктор М.Ф. Решетнев) – по системе в целом;
       НПО «Радиоприбор» Минобщемаша – по наземному комплексу управления, бортовому радиотехническому комплексу, аппаратуре потребителей (генеральный конструктор Л.И. Гусев, главный конструктор – Н.Е. Иванов);
       ЛНИРТИ Минрадиопрома – по навигационно-временному комплексу (главный конструктор – Ю.Г. Гужва).
       На ГУКОС МО (начальник – генерал-полковник Максимов А.А., заместитель – генерал-лейтенант Фаворский В.В.) были возложены задачи обоснование ТТХ и согласование ТТЗ на систему, организация и проведение летных испытаний, подготовка ракет-носителей «Протон» и космических аппаратов на техническом и стартовом комплексах космодрома Байконур, руководства запусками космических аппаратов, управления системой в целом и космическими аппаратами на орбитах, баллистическое обеспечения. Для ГУКОС МО как головного заказчика системы с организацией ВПК были созданы благоприятные условия по выполнению возложенных на него функций.
       В 1978 г. в НПО ПМ был разработан эскизный проект, материалы которого в сентябре того же года были одобрены межведомственной комиссией под председательством генерал-лейтенанта Мещерякова И.В. Одновременно ГУКОС МО настойчиво вёл согласование ТТЗ на систему со всеми видами Вооруженных сил и министерствами: Минобщемашем, Минрадиопромом, Минавиапромом, Миноборонпромом, Минморфлотом и другими. В 1978 году ТТЗ на систему «ГЛОНАСС» по представлению ГУКОС МО было утверждено Министром обороны СССР.
       В этот же период времени в промышленности под руководством НПО ПМ разрабатывалась техническая документация, готовилось производство космических аппаратов. Активную роль при этом играли военные представительства ГУКОС МО, аккредитованные на всех промышленных предприятиях.
       Учитывая реальное положение дел в промышленности, в августе 1979 г. и июле 1981 г. порядок и сроки работ были уточнены:​ начало летных испытаний и создание системы из 4-6 КА для проверки принципов работы и основных технических характеристик – 1981 г.;​ создание системы из 10-12 КА и сдача ее на вооружение в составе и с ТТХ по согласованию между Минобороны, Минобщемашем и Минрадиопромом – 1984 г.;​ дооснащение системы до 24 КА − 1987 г.
       В ГУКОС МО ответственными за организацию и контроль работ по созданию системы «ГЛОНАСС» в соответствии с их общими функциональными обязанностями были три управления:
– Первое управление – по системе в целом, космическим аппаратам, за организацию работы государственной комиссии по летным испытаниям и контролю выполнения ее решений (начальник – генерал-лейтенант Кравцов Ю.Ф., позже Брежнев В.М.; начальник отдела – полковник Виноградов С.Ф., начальник отдела – заместитель начальника управления – полковник Исаев В.А., позже полковник Русаков Ю.Б.).
– Второе управление – по РН «Протон» с разгонным блоком, техническому и стартовому комплексам (начальники – генерал-майоры Боков В.А., Патрушев В.С.) ;
– Третье управление – по наземному командно-измерительному комплексу (начальник – генерал-майор Панченко Е.И., позже – генерал-майоры Спирин В.И., Андронов Д.Г.).
       Общее руководство работами по системе «ГЛОНАСС» в ГУКОС МО осуществляли заместитель начальника по вооружению генерал-лейтенант В.В. Фаворский и начальник первого управления генерал-лейтенант Ю.Ф. Кравцов. Первое управление координировало в подразделениях ГУКОС МО все организационно-технические мероприятия по вопросам согласования ТТЗ, создания и подготовки системы к ЛКИ и организация их проведения.
      Непосредственное руководство по системам космической навигации, в том числе по системе «ГЛОНАСС», было сосредоточено в первом отделе первого управления (начальник полковник С.Ф. Виноградов, начальник отдела – заместитель начальника первого управления полковник В.А. Исаев, заместитель начальника отдела полковник А.М. Попов, старший офицер отдела – заместитель начальника отдела полковник Ю.В. Медведков).
      В первом отделе выросла группа опытных ведущих специалистов по космическим навигационным системам и космическим аппаратам: полковники Ю.В. Медведков, В.В. Горев, О.С. Григоренко, А.Г. Митерев, подполковник И.И. Комаров. На этих офицеров легла вся текущая работа и ответственность по организационно-техническим вопросам создания системы «ГЛОНАСС»: организация подготовки и согласование ТТЗ, контроль своевременности изготовления КА, их качества и надежности, согласование планов-графиков наземной отработки, организация проведения ЛКИ, подготовка заседаний госкомиссии, контроль выполнения ее решений, участие в работе ГОГУ и т. п. Важнейшей задачей отдела было обеспечение контроля качества и надежности космических аппаратов, точности навигационных определений, выполнение требований ТТЗ.
      Организациям промышленности необходимо было обеспечить техническую готовность всех элементов системы, а ГУКОС МО организовать готовность расчетов его подчиненных частей к управлению космическими аппаратами и системой в целом, осуществить все организационные мероприятия по работе Госкомиссии по летным испытаниям системы.
      Участие 50-го ЦНИИ КС (начальник генерал-лейтенант И.В. Мещеряков) совместно с НИУ видов Вооруженных сил, ВИКИ им. А.Ф. Можайского, Командно-измерительного комплекса обеспечило в научно-исследовательских работах определение структуры отдельных элементов и принципов применения системы, решению фундаментальных проблем привязки пунктов слежения наземного сегмента, геодинамики Земли, технологии управления космическим сегментом и системой в целом.
       По своей структуре система является сложной и включает в себя космический и наземный сегменты.
       Космический сегмент – это орбитальная группировка из 24-х и более космических аппаратов, расположенных равномерно на трех орбитах, разнесенных по широте на 45 градусов, на высотах порядка 20 тыс. км.
       Наземный сегмент системы предназначен для управления, контроля правильности функционирования и информационного обеспечения всех космических аппаратов системы и состоит из следующих элементов:
- центр управления системой (ЦУС);
-​ центр синхронизации (ЦС);
-​ контрольные станции (КС);
- система контроля фаз (СКФ);
-​ квантово-оптические станции (КОС);
-​ аппаратура контроля навигационного поля (АКНП).
          Технические средства наземного сегмента системы «ГЛОНАСС» размещены по всей территории России, в городах: Краснознаменске, Санкт-Петербурге, Щелкове, Воркуте, Енисейске, Якутске, Улан-Уде, Комсомольске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском. Во время ЛКИ привлекались также технические средства пунктов в Дунаевце, Симферополе, Евпатории и др. Расчетами ЦУС и войсковых частей КИК выполняется сложнейшая программа управления системой в целом и космическими аппаратами.
       Боевые расчеты в ЦУС, на всех средствах Командно-измерительного комплекса от Санкт-Петербурга до Камчатки своевременно освоили сложную технологию управления космическими аппаратами и системой «ГЛОНАСС» в целом и совместно со специалистами промышленности обеспечили проведение ее летно-конструкторских испытаний в полном объеме.
       Подготовка к запуску и запуск космических аппаратов ракетой-носителем «Протон» осуществляется на техническом и стартовом комплексах расчетами космодрома Байконур с участием представителей головных организаций промышленности. При этом контроль полета ракеты-носителя с космическими аппаратами осуществляется средствами космодрома и Командно-измерительного комплекса. Для испытаний космических аппаратов на техническом комплексе полигона было создано новое современное рабочее место.
       Незаменимый вклад по непосредственному руководству работами на полигоне внес заместитель начальника полигона по НИОКР генерал-майор А.П. Завалишин. В любое время суток он лично контролировал на техническом и на стартовом комплексах процессы подготовки запуска КА «ГЛОНАСС».
       Техническая политика при проектировании, изготовлении космических аппаратов и подготовке КА на космодроме к запуску, по контролю качества и надежности КА осуществлялась ГУКОС МО через аккредитованные на предприятиях военные представительства (руководители – полковники Лысенко В.К., Буркин Г.В., Рябов Г.М., Дячук А.Ф., Епифанов Г.Я., Белов Л.Я., Меланин М.М. и др.).
        Сложная по структуре и уникальная по своему техническому уровню, насыщенности математическим обеспечением, оперативно-техническим характеристикам ГНСС « ГЛОНАСС» объективно нуждалась в особом подходе к изготовлению космических аппаратов, обеспечению их надежности, управлению орбитальной группировкой и проведению летно-конструкторских испытаний. Все это наложило повышенную ответственность на офицеров ГУКОС МО и боевых расчетов космических частей по запуску и управлению космическими аппаратами.
        Как головное заказывающее управление ГУКОС МО было ответственным в Минобороны за достижение всех оперативно-технических характеристик системы, содержащихся в ТТЗ. В первую очередь это были характеристики по эффективности системы, ее устойчивости к внешним воздействиям, помехозащищенности, управляемости, надежности элементов космического и наземного сегментов, а также эксплуатационные характеристики и т. п. Это потребовало глубоких знаний системы как сотрудников ГУКОС МО, так и военных специалистов – офицеров расчетов космодрома, наземного комплекса управления и центра управления системой, а также военных представительств. Эти знания приобретались в ходе совместной работы военных специалистов и специалистов предприятий-исполнителей.
        Для руководства летно-конструкторскими испытаниями решением ВПК при СМ СССР была назначена Государственная комиссия. До 1987 г. ее председателем был генерал-полковник А.А. Максимов, его заместителем – генерал-лейтенант Кравцов Ю.Ф. Оба они были признанными авторитетами при принятии решений комиссии по проблемам испытаний. А.А. Максимов как председатель Государственной комиссии умело и настойчиво организовал её работу, обеспечил подготовку к лётным испытаниям, руководил первым запуском 12 октября 1982 года на космодроме Байконур и осуществлял в Центре КИК контроль расстановки первых космических аппаратов на рабочей орбите.
        Генерал-полковник А.А. Максимов, имевший опыт работы секретаря госкомиссии по испытаниям ракеты Р-7 еще при С.П. Королеве, тщательно следил и хорошо знал ситуацию по системе и требовал того же от подчиненных. В дополнение к мероприятиям в рамках Госкомиссии, он как начальник ГУКОС МО, регулярно практиковал на заседаниях Военного совета обсуждение наиболее сложных и принципиальных задач, поставленных перед ГУКОС МО постановлением правительства. Состояние работ по системе несколько раз рассматривалось на коллегиях Минобороны СССР, проблемные вопросы периодически обсуждались у заместителя министра обороны по вооружению и т. п.
       Впоследствии комиссию возглавляли генерал-лейтенант И.В. Мещеряков И.В. и генерал-полковник Г.С. Титов (первый заместитель начальника ГУКОС МО). И.В. Мещеряков в качестве председателя комиссии отличался глубочайшими знаниями как теории космической навигации, технологии производства, так и подготовки космической техники на космодроме, всей идеологии управления сложнейшей космической системой. К Г.С. Титову и на заседаниях Госкомиссии и в рабочем порядке постоянно обращались технические руководители и руководство космодрома по наиболее проблемным вопросам, решение которых находилось в компетенции руководства Минобороны СССР, правительственных органов, руководителей министерств. По таким просьбам в ГУКОС МО оперативно готовились письменные обращения о конкретной помощи предприятиям и организациям промышленности, а также космодрому, которые за подписью председателя Государственной комиссии направлялись в соответствующие инстанции. Без внимания такие обращения не оставались.
        По каждому запуску КА «ГЛОНАСС» организовывалось минимум два заседания госкомиссии: о дате и задачах очередного запуска и о готовности к запуску – обязательно на полигоне и в Центре КИК. Наряду с названными темами организовывались заседания с детальным анализом результатов ЛКИ, на которые приглашались с докладами представители всей кооперации организаций-исполнителей и потребителей.
        Организация заседаний Госкомиссий требовала кропотливой работы по подготовке её решений: согласованных повесток заседаний, докладчиков, аналитических записок, проектов выступлений, проектов решений, которые ложились в основу дальнейшей работы кооперации разработчиков и заказчика системы. Особо качественная подготовка была необходима к заседанию коллегий Минобороны СССР.
        Для автора настоящего материала и офицеров отдела работа в ГУКОС полезной школой управления большими техническими проектами со сложнейшей кооперацией разработчиков.
        Членами госкомиссии от первого управления были полковники В.А. Исаев и Ю.В. Медведков. Секретарями госкомиссии в разное время были полковники Ю.В. Медведков, О.С. Григоренко, В.В. Горев, А.Г. Митерев. Благодаря компетентности, трудолюбию, внимательному отношению к любым обращениям они пользовались заслуженным авторитетом в управлениях ГУКОС МО, подчиненных ему войсковых частях, в видах ВС, у головных разработчиков, в военных представительствах и научных организациях.
        Установленные сроки летных испытаний системы «ГЛОНАСС», к сожалению, не были выполнены, в основном из-за недостаточной надежности бортовой аппаратуры КА, что затруднило своевременное создание орбитальной группировки. В итоге принятие системы стало возможным только в сентябре 1993 г., а в конце 1995 г. (вместо1987 года) орбитальная группировка была доведена до штатного состава.
        Непосредственное участие в создании системы «ГЛОНАСС», наряду с названными лицами от управлений ГУКОС МО, принимали:
– от 50 ЦНИИ КС (начальник Мещеряков И.В.): Степанов Г.В., Медведев В.Н., Чаплинский В.С., Цепелев А.В., Неволько М.П., Сергеев Н.К., Силантьев Ю.Н., Шишигин В.А., Хоменко Б.Б., Ткаченко А.И., Нагибин С.Я., Бырков Б.П., Коробкин В.А., Панюшин А.Н., Смашный В.В., Огороднийчук В.Д. и др;
– от КИК (ГНИЦ МО) – Крылов Б.Н., В.Плужников, Лавриненко Ф.Ф., Левенец И.М., Парсев В.С., Власов И.Е., Ковалев А.И., Рындин С.П., Килячков А.А., Шемякин В.М., Гуторов В.К. и др.
– от ВИКИ им А.Ф. Можайского: Романов Л.М., Юрков Ю.А., Лукьянов Д.П., Олянюк П.В., Астафьев Г.П. и др.
− руководители и ведущие специалисты: ВПК (Лукьянюк Ю.В.), Минобщемаша (Милов Ю.Г., Демоховский В.В., Дыбунов В.Д.), НПО ПМ (Решетнев М.Ф., Чернявский Г.М., Козлов А.Г., Князькин Ю.М., Черемисин В.Ф. и др.), НПО «Радиоприбор» (Иванов Н.Е., Жамалетдинов Н.И., Карпов А.М. и др.), ПО «Полет» (Клинышков А.С., Горбунов А.С., Чирков Л.М.), ЛНИРТИ Минрадиопрома (Гужва Ю.Г., Болясников Б.Н., Тюляков А.Е., Грудинин Ю.М. и др.).
       12 октября 2017 г. продолжительность эры Глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» составила уже 35 лет, к этой дате орбитальная группировка системы «ГЛОНАСС» состоит, как сообщено при очередном запуске, из 26 космических аппаратов. Работы по ней продолжаются уже в новых условиях, в рамках национальной программы по единой навигационной космической системе.
       Полковник  Исаев В.А.
       Материал к Интернет-порталу подготовил полковник Письменный Н.М.
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"