103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

На страже космоса. Анатомия и физиология

27.10.2010

Помнится, так назывался школьный предмет, раскрывавший нам тайны живых организмов. Космические войска – это ведь тоже своего рода живой организм: так же тесно и целесообразно связаны части, их составляющие, так же скоординировано они действуют, выполняя общие задачи. Это не застывший организм. Он развивается и совершенствуется, подчиняясь требованиям времени, впитывая новейшие достижения технического прогресса. Поэтому, раскрывая его структуру и функционирование, мы будем основываться на ныне существующем облике, который может протерпеть некоторые, можно сказать, не принципиальные изменения. Кроме того, в официальных наименованиях объектов допустим некоторые сокращения.

Космос начинается с Земли

Слово «космодром» вошло в наш лексикон вместе со словом «космонавт». И произошло это 12 апреля 1961 года, когда боевой расчет испытательного полигона министерства обороны вместе с представителями оборонно-промышленного комплекса после тщательной подготовки произвел запуск космического корабля «Восток», пилотируемого старшим лейтенантом Юрием Алексеевичем Гагариным. С той поры военный полигон стал легендарным Байконуром, одним из крупнейших космодромов мира. Не убывало и его военное назначение. Здесь отрабатывались и происходили испытания боевые ракетные комплексы конструкторских бюро С.П. Королева, В.П. Мишина, В.П. Глушко, М.К. Янгеля, В.Ф. Уткина, В.Н. Челомея. Было передано войскам около 20 типов космических ракет-носителей, среди которых: «Спутник», «Восток», «Восход», «Молния», «Циклон», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия» и их модификации. За время функционирования космодрома проведено более 1200 пусков космических ракет-носителей, на различные орбиты выведено свыше 1350 космических аппаратов.

По долгу службы мне много раз приходилось бывать на Байконуре: в качестве заместителя председателя Государственной комиссии по пилотируемому космосу выпускать на орбиты многих космонавтов, а в составе Государственной комиссии по многоразовой космической системе провожать и встречать на посадке уникальный «Буран», запущенный в космос могучей «Энергией». Я уверен, что этот космодром навсегда останется в истории Космических войск как их колыбель. В настоящее время Байконур почти полностью передан Федеральному космическому агентству, но основные задачи по испытанию и запуску космических объектов выполняют на его площадках все ещё офицеры Космических войск, уволенные в запас.

Главной земной опорой военного космоса сегодня является Государственный испытательный космодром Министерства обороны «Плесецк». Он также имеет нелегкую, но славную историю. В 1957 году в соответствии с решением руководства СССР о создании боевых стартовых комплексов для соединений, вооружаемых межконтинентальными баллистическими ракетами, в необжитых местах, а точнее в непроходимых болотах, началось строительство сверхсекретного объекта «Ангара». Первым командиром этого соединения и одним из его создателей стал фронтовик-ракетчик полковник Михаил Григорьевич Григорьев, в последствии генерал-полковник и первый заместитель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения.

Объект «Ангара» вырос в научно-испытательный полигон Министерства обороны. Первым его начальником стал Герой Советского Союза генерал Г.Е. Алпаидзе. Начиная с 1966 года, после запуска ракеты-носителя «Восток-2» с космическим аппаратом «Космос-112», полигон стал стремительно приобретать космическое направление. С тех пор было проведено более полутора тысяч запусков ракет-носителей и выведено на орбиты свыше 1900 космических аппаратов. За выдающиеся успехи в деле испытания ракетно-космической техники космодром награжден орденами Красного Знамени и Трудового Красного Знамени. С 1994 года Указом Президента РФ «Плесецк» получил статус 1-го Государственного испытательного космодрома. Сегодня это - сложное, многоотраслевое объединение. Отсюда производятся запуски военного, социально-экономического и научного назначения, а так же в рамках международных программ. Основу космодрома составляют технические и стартовые комплексы для подготовки и запуска космических ракет-носителей «Молния-М», «Союз-У», «Циклон-3», «Космос-3М», «Рокот».

Главные задачи, выполняемые космодромом, можно было бы сформулировать так:

* подготовка и запуск космических аппаратов в интересах обороны и безопасности Российской Федерации и её союзников;

* проведение опытно-испытательных работ по совершенствованию космических средств и ракетных комплексов стратегического назначения;

* научно-техническое сопровождение и отработка перспективных ракетно-космических комплексов «Ангара», «Русь», программ «Рокот», «Старт», «Днепр».

Примером выполнения одной из этих задач может служить создание и поддержание в рабочем состоянии спутниковой навигационно-связной системы для Военно-морского флота. Начало этой системы было положено ещё в 1975 году, запуском спутника «Космос-400». Космический аппарат «Парус» стал запускается для восполнения космической орбитальной группировки навигации. Эта система активно используется российским ВМФ. Навигационно-связная аппаратура установлена в настоящее время на всех атомных подводных крейсерах стратегического назначения.

Другим примером является создание системы «Корунд», положившей начало широкому внедрению космической связи в Ракетных войсках и других видах Вооруженных Сил. Она позволила обеспечить связь в системе боевого управления стратегическими силами. В дальнейшем космодром обеспечил создание и эксплуатацию Единой системы спутниковой связи Вооруженных Сил и ряда других космических систем их боевого обеспечения.

А в целом, можно сказать, что с космодромом «Плесецк» тесно связано обеспечение космической независимости России, её гарантированный доступ в Космос.

Нервная система

Всякий живой организм способен действовать целесообразно благодаря нервной системе. То же можно сказать и о любом сложном объекте, а тем более о комплексе объектов, работающих на общую задачу: они нуждаются в управляющей сети, которая собирала бы данные о положении объектов и затем передавала бы обратно управляющие команды.

В космических войсках эту важнейшую роль выполняет Главный центр испытания и управления космическими средствами имени Г. С. Титова.

Образованный в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в 1957 году, Центр, вместе с отдельными измерительными пунктами, расположенными по всей стране от Ленинграда до Камчатки, представлял собой Командно-измерительный комплекс. Краткое название КИК и сейчас нередко используется при общении особенно ветеранов. Первой значительной работой КИКа стало обеспечение запуска и полета первого искусственного спутника Земли. Командно-измерительный комплекс, быстро развиваясь, осуществлял управление спутниками, лунными, межпланетными космическими аппаратами (КА), обитаемыми космическими кораблями, аппаратами фото- и радионаблюдения, связи,

Космическая станция «Мир»

навигации и многими другими объектами для решения задач обороны, в интересах народного хозяйства и науки. С 1960 года в составе КИКа стал функционировать плавучий измерительный комплекс, а затем Отдельный морской КИК в составе нескольких судов, оборудованных уникальной телеметрической техникой. Последний корабль этой «космической флотилии» был списан в 1995 году. Отдельные командно-измерительные комплексы, входящие в состав Главного центра, предназначены для обеспечения информационного взаимодействия с находящимися на орбитах КА.

За свою 50-летнюю историю КИК, а в последующем Главный испытательный центр (ГИЦ) выполнил около 8 млн. сеансов управления КА. Коллектив Центра отмечен орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В настоящее время Главный центр – это уникальный комплекс разнообразных по назначению, сложнейших, многофункциональных радиотехнических средств и радиоэлектронной аппаратуры с высокой степенью автоматизации и исключительной точностью измерений, дальностью действия до миллионов километров. Специалисты Центра и подчиненных частей совместно с центром управления полетами обеспечивают все космические программы. Люди в погонах отвечают не только за состояние военных орбитальных систем, но и космических систем социально-экономического, научного и международного значения, включая российский сегмент МКС.

Дежурные расчеты Главного центра круглосуточно осуществляют управление космическими объектами, применяя новейшие аппаратно-программные средства, а так же выполняют большой объём работ по испытаниям перспективных комплексов. В целом, наземная группировка управления космическими аппаратами развивается с учетом обеспечения новых требований по оперативности, глобальности и надежности как в мирное, так и в военное время. Постоянно повышаются её возможности в определении параметров орбит и возможных зон действия станций помех возможного противника.

Космическая граница

Парадоксальность этого заголовка в том, что государственных границ в Космосе не существует и не может быть в принципе. И если по международным нормам можно посадить или даже сбить чужой летательный объект, вторгшийся в воздушное пространство страны, то в «безвоздушном» пространстве такого права нет. Но и космические «рубежи» своего государства должны быть надежно защищены. Это требование было выдвинуто перед учеными и военными после того, как стало известно о разработке американцами оружия, действующего из космического пространства. Стояли три основные задачи:

* постоянно наблюдать за тем, что летает в этом пространстве;

* как можно раньше обнаружить запуск чужих баллистических ракет;

* поразить их головные части, направленные на нашу территорию.

Для решения этих сложнейших задач в Советском Союзе была разработана и создана уникальная техника для контроля космического пространства (ККП), предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и противоракетной обороны (ПРО). Эти, в своё время самые секретные соединения ныне являются важнейшей составляющей Космических войск.

Космос под контролем

Задача наблюдения за околоземными космическими объектами, их идентификации и определения параметров орбит фактически начала решаться с запуска первого искусственного спутника Земли. Активное освоение космического пространства потребовало интенсивного развития этого направления. К началу семидесятых годов к космосе постоянно функционировало шесть американских систем военного назначения, каждая из которых состояла из нескольких аппаратов. Кроме того, летали исследовательские и коммерческие спутники, а также большое количество отечественных ИСЗ. Усилиями советских ученых и военных специалистов уже в 1970 году к боевому дежурству приступил Центр контроля космического пространства (ЦККП). Радиолокационное поле Центра создавалось восемью станциями «Днестр». Его расчеты определяли орбиты и могли сопровождать до 500 объектов на высотах до 1500 км с наклонениями к орбитам 45-135 градусов.

С тех пор на основе уникальных разработок ученых части ККП были вооружены точнейшими измерительными, вычислительными и информационными средствами, они способны сопровождать широкий класс космических объектов. Например, в ходе проведенного совместно с США эксперимента «Одеракс» только российская система оказалась способной устойчиво сопровождать в космосе

металлический шар диаметром 5 сантиметров.

Радиооптический комплекс распознавания космических объектов «орона»

В структурном плане части ККП прошли целый ряд изменений. Но задачи, выполняемые, ими только усложнялись. Увеличивались и возможности. В настоящее время силы и средства контроля космического пространства определяют характеристики и назначение всех космических аппаратов на высотах более 40 000 километров, состав орбитальных группировок иностранных государств с их распознаванием, а также признаки начала боевых действий в космосе и из космоса. Наша система ККП является уникальной, в главном её каталоге содержится информация почти о девяти тысячах космических объектов.

Предупрежден – значит вооружен

Известно, сколь опасна внезапность нападения противника в обычной войне. Во много раз опасней она при использовании ракетно-ядерного оружия, когда судьба войны и страны в целом может быть решена в считанные минуты. Чтобы не быть застигнутым врасплох, надо как можно раньше определить о намерении противника нанести удар. Задача очень сложная, но решаемая. Практически она стала проводиться в жизнь ещё в начале 60-х годов. За основу системы ПРН была взята надгоризонтная радиолокация. Разработку первых радиолокационных станций (РЛС) этой системы вел коллектив радиотехнического института, возглавляемый академиком А.Л. Минцем. В результате многотрудных работ ученых и военных инженеров по созданию, испытаниям, модернизации сложнейшей техники в 1976 году система ПРН была принята в эксплуатацию, и боевые расчеты частей заступили на боевое дежурство.

Вооруженные силы получили невиданное доселе вооружение. Например, командный пункт системы включал в себя восемь объединенных в вычислительный комплекс ЭВМ общей производительностью 11 млн. операций в секунду. Обрабатывали информацию тридцать семь ЭВМ с общей производительностью более 18 млн. операций в секунду.

Структурно части СПРН в конце 70-х годов были введены в отдельное объединение. Ныне они входят в состав Космических войск и решают важнейшие государственные задачи:

* обнаружение стартующих баллистических ракет из любой точки континентов, морей и океанов, а также на траекториях их полета;

* выдача достоверной информации о ракетном нападении в пункты государственного и военного управления, а так же целеуказаний системе противоракетной обороны;

* ведение непрерывного контроля космического пространства и выдача данных в Центр ККП.

В состав СПРН входят:

первый (космический) эшелон из группировки космических аппаратов, который должен обнаружить старт чужой баллистической ракеты в любом месте нашей планеты и за минимальное время выдать информацию о месте старта;

второй эшелон, включающий сеть земных радиолокационных станций, которые обнаруживают баллистические ракеты в полёте на дальности до 6000 километров.

Дежурные смены частей ПРН несут непрерывное боевое дежурство у технических средств, имеющих степень надежности, близкую к абсолютной. Ложная тревога может получиться не чаще, чем раз в 500 лет. В целом, система предупреждения о ракетном нападении играет важнейшую роль в поддержании стратегического равновесия, предотвращения ядерной войны и обеспечивает принятие военно-политическим руководством страны решения, адекватного степени опасности той или иной угрозы.

Ракета против ракеты

В связи с угрозой внезапного ракетно-ядерного удара по важнейшим административно-политическим, военным и промышленным объектам возникла острая потребность в создании системы противоракетной обороны (ПРО). Первые разработки системы относятся к середине 50-х годов, они привели к созданию в рамках КБ-1 Специального конструкторского бюро, которое возглавил доктор технических наук Г.В. Кисунько. А военные строители приступили к созданию на берегу озера Балхаш научно-технического полигона и командного пункта будущего экспериментального комплекса ПРО – системы «А». На полигоне впоследствии испытывались все экспериментальные средства ПРО. Эти средства отличались особой технической новизной, опережая все разработки в аналогичной области, имевшиеся в мире. Они предусматривали наличие радиолокатора дальнего обнаружения, который в процессе автосопровождения цели выдаёт целеуказания на три радиолокатора точного наведения. Цепочку замыкала радиолокационная станция вывода противоракет, находящаяся прямо на стартовой позиции. Технической уникальностью отличается сама противоракета (ПР). Так средняя скорость одной из первых ПР достигала небывалой по тем временам величины, равной 1000 м/сек, а её высокая управляемость позволяла осуществить перехват цели на высотах до 25 км.

Учитывая скоротечность процесса перехвата боевых ракет, а так же высочайшие требования к точности наведения, впервые в СССР (возможно, и в мире) процесс перехвата был полностью автоматизирован с использованием вычислительных машины с огромным быстродействием.

4 марта 1961 года противоракетой Р-1000, снаряженной осколочно-фугасной боеголовкой, впервые была уничтожена головная часть баллистической ракеты Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр, которая шла на высоте 25 км. со скоростью более 3 км/сек.

В конце 70 годов система ПРО была принята на вооружение отдельного корпуса, которым командовал генерал Н.И. Родионов, и поставлена на боевое дежурство.

Постоянно совершенствуя технику и искусство её применения, ученые и военные специалисты отвечали на вызовы США, оснастивших межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) головными частями, несущими более десятка боевых блоков индивидуального наведения, да еще с комплексами преодоления ПРО. В результате была создана система способная отразить удар группы современных МБР по Москве.

Система ПРО находится в постоянной боевой готовности и функционирует полностью в автоматическом режиме, включая обнаружение баллистических целей, выделение боевых блоков на фоне ложных целей, активных и пассивных помех, перехват и уничтожение боевых блоков.

  • Памятные даты


  •         |  

    Январь 2021


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"