103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Роль 9-го Отдельного Морского Командно-измерительного Комплекса в обеспечении полета "Аполлон-Союз"

14.07.2015

24 мая 1972 г. было подписано межправительственное Соглашение между СССР и США «О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Это Соглашение охватывает ряд направлений совместных научных исследований в области изучения Луны, планет Солнечной системы, в области космической метеорологии, изучения природной среды, космической биологии и медицины. Центральным местом в указанном Соглашении является взаимное обязательство по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космосе и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Соглашением предусматривалось осуществление в течение 1975 г. первого экспериментального совместного полета советского космического корабля «Союз» и американского космического корабля «Аполлон» со сближением, стыковкой и взаимным переходом космонавтов. Так родилась программа ЭПАС. Работы по проекту ЭПАС, как техническому директору с советской стороны, было поручено члену-корреспонденту АН СССР Бушуеву К.Д., с американской стороны - доктору Г. Ланни.

Среди ряда многих инженерно-технических и эксплуатационных проблем, стоявших на пути подготовки и осуществления полёта, одной из сложнейших была проблема организационной и методологической совместимости систем управления космическими кораблями. Была разработана совместная документация, регламентирующая деятельность служб центров управления полетом, устанавливающая порядок обмена информацией, распределение ответственности при штатных и нештатных ситуациях в процессе полета.
        Особенно сложными эти вопросы оказались при рассмотрении взаимодействия наземных служб управления полетом. Сложность этих вопросов обусловлена тем, что в процессе управления полетом участвует разветвленная сеть измерительных пунктов, находящихся в различных частях земного шара, вычислительные центры, центры управления полетом, куда стекается вся необходимая информация о ходе полета, о работе бортовых систем, о состоянии космонавтов, о точных координатах кораблей, на основании которых выдаются на борт корабля необходимые указания и рекомендации. Для программы ЭПАС эти задачи существенно усложнились тем, что необходимо было осуществлять управление двумя космическими кораблями, созданными в разных странах, из двух центров управления, расположенных на разных континентах и удаленных друг от друга на 12 тыс. км, имеющих свою сеть многочисленных измерительных пунктов. Это требовало четкого координированного действия наземных служб управления СССР и США на всех этапах полета от старта до приземления.
        Готовились к ответственному эксперименту и корабли 9-го Отдельного Морского Командно-измерительного Комплекса (9-й ОМКИК). Флагман космического флота НИС «Космонавт Юрий Гагарин» вышел в свой 4-й экспедиционный рейс 02.04.75г., для обеспечения полета Салют-4, отработал по Союз-18, в июне по Венере-9, Венере-10 и прибыл в рабочую точку Атлантического океана, в районе Ньюфаулендской банки, у северо-восточных берегов Канады. НИС «Космонавт Владимир Комаров» вышел в свой 12-й экспедиционный рейс 27.05.75г. и занял рабочую точку в Средиземном море, работал по Салюту-4, Союз-18, в июне отработал по Венере-9 и Венере -10. НИС «Академик Сергей Королев» (Начальник экспедиции-Москалец АП, главный инженер-Самойлов БА, заместитель НЭ по связи-Феоктистов ВС) вышел в свой 5-й экспедиционный рейс 05.06.75г., зашел в Гавану (Куба) за оперативной группой и занял рабочую точку в Гандурасском заливе.
        В центральной Атлантике на участке спуска  для контроля включения тормозной двигательной установки распологались три  научно-исслежовательских судна: "Бежица" (начальник экспедиции Журин В.Ф., зам. Сокович В.Н.), "Кегостров" (нач.экспедиции Прусаков С.А., зам. Демин Ю.А.) и "Моржовец" (нач экспедиции Бонах В.Г., зам. Галкин В.В.
        Всему этому предшествовала напряженная работа по подготовке технических средств и мобилизации личного состава к выполнению поставленной задачи. Я в то время работал на НИС АСК в составе сотрудников, обеспечивающих работу технических средств радиотехнического комплекса «Мезон», комплекса выдающего на борт КА управляющие команды, ведущего прием телеметрической информации, осуществляющего контроль параметров орбиты. Перед этим НИС АСК только 30 апреля вернулся из 225-суточного рейса. Нам давался один месяц на организацию отдыха личного состава, доработку и ремонт технических средств, плановые судовые работы, поверку контрольно-измерительных приборов в наземных испытательных лабораториях. Поэтому этот месяц прошел в интенсивной подготовке к предстоящему рейсу и многие сотрудники не смогли даже съездить домой, если дом находился не в Одессе.
        С выходом в рейс началась интенсивная подготовка к работам по обеспечению предстоящего экспериментального полета «Аполлон» - «Союз». Проводился анализ предыдущих работ, вырабатывались меры по предупреждению и действиям в нештатных ситуациях, двойному, тройному контролю за выполнением особо ответственных операций.
На всем переходе в рабочую точку проводились всевозможные тренировки. Проводилась большая организационная и мобилизационная работа по разъяснению важности и ответственности предстоящего эксперимента, его положительных результатов. В итоге, к моменту прихода в рабочую точку, мы были готовы к выполнению всех поставленных задач.
Рабочие точки всех 3-х НИС-ов располагались таким образом, чтобы на каждом из 6 суточных витков КА «Союз», не видимом с территории СССР, пилотируемый КА находился в зоне видимости наших судов.
         Экспериментальный полет начался 15 июля 1975 г. стартом корабля «Союз-19» в 15ч. 20 мин. мск. с космонавтами А. Леоновым и В. Кубасовым на борту. Первые рабочие сеансы конечно проходили с повышенным волнением, но далее все вошло в штатный режим и работа пошла спокойно. Через 07 час 30 мин полетного времени (ПВ), стартовал «Аполлон» с космонавтами Т. Саффордом, В. Брандом, Д. Слейтоном. Коррекция орбит, стыковка и перестыковка КА «Союз-19» и «Аполлон», эксперименты производились вне зоны видимости наших кораблей, маневры на орбите проводились в зонах видимости наземных измерительных пунктов. В наших рабочих зонах проводился интенсивный телефонный обмен информацией между космонавтами и Центром Управления Полетом (ЦУП), передача всей телеметрии в ЦУП, выдача команд управления на борт КА.
17 июля в 19 час 12 мин была совершена стыковка «Союза-19» и «Аполлона» (36-й виток «Союза»). 19 июля была проведена расстыковка кораблей (64-й виток «Союза»), после чего, через два витка, совершена повторная стыковка кораблей (66-й виток «Союза»), еще через два витка корабли окончательно расстыковались (68-й виток «Союза»).
21 июля 1975г. «Союз-19» успешно приземлился, а 24 июля успешно приводнился и «Аполлон».
        После обеспечения программы ЭПАС корабли 9-го ОМКИК с чувством выполненного долга 22-24 августа вернулись в порт приписки - Одесса.
        Примечание: При подготовке статьи использовались материалы брошюры члена -
корреспондента АН СССР К.Д. Бушуева «Подготовка и осуществление программы ЭПАС.

В.С. Мамалыгин
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"