103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Развитие корабельных измерительных комплексов, 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс

01.02.2011

После первого пилотируемого космического полета Ю. А. Гагарина темпы исследования космического пространства продолжали нарастать. Готовились старты  космического корабля «Восток-2», автоматических станций для облета и фотографирования Луны. Экспедиции теплоходов «Краснодар», «Ильичевск», «Долинск» и «Аксай» до 1963 года формировались из числа сотрудников НИИ-4 МО. Рост объемов испытаний космических аппаратов требовал совершенствования организации работ.
В соответствии с директивой ГШ от 26 ноября 1962г. в 1963 году все работы, связанные с формированием экспедиций, организацией и проведением измерений, были переданы Командно-измерительному комплексу(войсковой части 32103), в составе которой была сформирована  специальная войсковая часть 26179, которая позже стала называться 9-й Отдельный морской командно-измерительный комплекс. Командиром этой части был назначен 26 апреля 1963 года капитан первого ранга Безбородов В.Г., который работал в этой должности по 1983 год. Секретарем партийного комитета до 1973 года работал Гнидкин А.С.

Первые рейсы экспедиций в/ч 26179 на морских судах возглавили офицеры: Масенков С..Л.-начальник экспедиции (1 сентября 1963 г первый рейс из Ленинграда, «Долинск», заместитель начальника экспедиции Савкин П.П.), Дулин Ю.В.-начальник экспедиции (20 сентября 1963 г. первый рейс из Одессы, «Аксай», заместитель начальника экспедиции Пономарев В.М.). Последующие экспедиции возглавили офицеры: Москалец А.П., Феоктистов В.С., Пономарев В.М., СавкинП.П., Никифоров В.Г., Поздняков И.Н., Власов М.И. Положительный опыт, полученный при использовании корабельных измерительных комплексов, послужил основанием для дальнейшего развития этих средств. В 1965—1966 годах «Краснодар» и «Ильичевск» были заменены новыми экспедиционными судами. На смену пришли «Бежица» и «Ристна». Работы по переоборудованию этих судов возглавляли уже офицеры войсковой части 26179. «Бежица»—судно водоизмещением 17000 т. Его длина 155,7 м, ширина 20,6 м, осадка с полным грузом 8,4 м. Скорость 15,5 уз обеспечивалась дизелем мощностью 8750 л. с. Дальность плавания 16000 миль. Экипаж 44 человека, экспедиция 16 человек. Главные размерения «Ристны»: длина 105,8 м, ширина 14,6 м. При полном водоизмещении 6680 т судно имело осадку 6,5 м. Главная энергетическая установка—дизель мощностью 3250 л. с. Скорость 13,5 уз, дальность плавания 8600 миль. Экипаж судна 32 человека, экспедиция 12 человек. Космические и обеспечивающие системы на «Бежице» и «Ристне» включали в себя аппаратуру для приема, регистрации и обработки телеметрической и научной информации и аппаратуру единого времени. Это были более совершенные станции по сравнению с применявшимися на прежних судах. Были установлены новые, более мощные передатчики для связи с Центром управления полетом. Новые теплоходы были оборудованы установками для кондиционирования воздуха в жилых помещениях и лабораториях экспедиции. Улучшились условия вентиляции и охлаждения размещенной там аппаратуры. Стали более удобными служебные помещения экспедиции и значительно улучшены условия обитаемости. «Долинск», «Бежица» и «Ристна» плавали как подвижные измерительные пункты несколько лет: «Долинск» до 1975, «Ристна» до 1976 и «Бежица» до 1977 года. Затем они были возвращены пароходствам и после демонтажа экспедиционного оборудования снова стали использоваться как грузовые суда. 25 ноября 1966 года было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 900-290 «Об увеличении количества судов плавучего радиотелеметрического комплекса МО СССР». В соответствии с этим Постановлением количество судов планировалось увеличить на 5 единиц. В марте—июне 1967 года все пять судов были приняты в эксплуатацию. Их создавали: — Балтийский судостроительный завод переоборудовал теплоход «Геничевск» (проект 595) в первый морской командно-измерительный пункт «Космонавт Владимир Комаров» (проект «Сириус», главный конструктор А. Е. Михайлов); — Выборгский судостроительный завод переоборудовал теплоходы «Кегостров» и «Моржовец» (проект 596) в радиотелеметрические корабли (проект «Селена», главный конструктор П. С. Возный); ~~ Ленинградский судостроительный завод переоборудовал теплоходы «Боровичи» и «Невель» (проект 596) также в радиотелеметрические корабли (проект «Селена», главный конструктор П. С. Возный) В организации работ по переоборудованию судов, вводу их в эксп-луатацию руководящая роль принадлежит офицерам ЦУКОС Быструщ.кину В. В., Воробьеву В. И., Калашнику Г. И,, Бурдейному О. М.. Левчику С. А. и ученым филиала 4 НИИ МО Устинову Н. Г., Балану А. А. Масюку А. Г. и другим. Экспедиции этих корабельных измерительных и радиотелеметрических комплексов возглавили офицеры войсковой части 26179 : Дулин Ю.В., Никифоров В.Г., Круглов Б.Н., Маслов А.В., Поздняков И.Н., Черников А.Ф., Самохин Г.Ф., Кизьяков В.С., Журин В.Ф., Самойлов Б.А., Жарков Н.С., Масленников А.А., Прусаков С.А.. Супанев А.П., Минкин А.И., Москалец А.П., Ремнев А.Н., Щеглов А.В., Бонах В.Г.., Выдранков А.И. Распоряжением СМ СССР №1356 от 10 июля 1967г. все плавучие измерительные пункты были включены в состав экспедиционного флота АН СССР при сохранении функций оперативного руководства за Министерством обороны. Отделом морских экспедиционных работ Академии наук СССР с 1951 года руководил знаменитый полярник И.Д.Папанин. Об участии этих судов в работах по освоению космического пространства и верхних слоев ат-мосферы было объявлено в ТАСС 18 июня 1967 года. На всех кораблях был поднят вымпел Академии наук СССР и они при всех внешних сношениях с портовыми властями и в прессе стали именоваться научно-исследовательскими судами АН СССР. Распоряжением Президиума АН СССР от 4 ноября 1970г. № 34-1466 при Отделе морских экспедиционных работ была создана «Служба космических исследований» (СКИ ОМЭР АН СССР). Принадлежность к Академии наук СССР была одна из особенностей службы военнослужащих войсковой части 26179 и накладывала на каждого сотрудника экспедиций повышенную ответственность. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 сентября 1968г. № 706-204 в период с 1970 по 1971 год. вступили в строй еще два корабельных измерительных комплекса: «Академик Сергей Королев», построенный Черноморским судостроительным заводом (проект «Канопус») по проекту ЦКБ «Черноморсудпроект», главный конструктор С. М. Козлов (флаг поднят 26 декабря 1970г.) и «Космонавт Юрий Гагарин», построенный Балтийским судостроительным заводом (проект «Феникс») по проекту ЦКБ «Балтсудпроект». главный конст¬руктор Д. Г. Соколов (флаг поднят 14 июля 1971г.). В кооперации по созданию обоих судов участвовали предприятия Минобщемаша, Минсвязи, Минсудпрома и Минобороны. Эти корабельные командно-измерительные пункты вместе с плавучим командно-измерительным пунктом «Космонавт Владимир Комаров» по своему оснащению и возможностям относились к командно-измерительным средствам нового поколения. Их создание и ввод в эксплуатацию осуществлялись под руководством офицеров отдела ЦУКОС МО, возглавляемого Спириным В. И. Морские командно-измерительные пункты (КИПы) располагали всеми функциональными возможностями стационарных наземных, включая спутниковую связь. Войсковая часть, в состав которой вошли эти корабли, получила наименование «Девятый морской командно-измерительный комплекс», а все экспедиции имели штаты самостоятельных войсковых частей (ДГШ № 314/1/00364 от января 1973г.). В это время Всесоюзное телевидение показало большой докумен¬тальный фильм «Флагман космического флота» о замечательном творении корабелов и инженеров-радноспециалистов — о корабле «Космонавт Юрий Гагарин». Научно-исследовательские суда составляли особый класс океанских судов. Они были оснащены передовыми по тем временам радиотехническими системами, способными осуществлять передачу команд, траекторные измерения, телеметрический контроль, двухстороннюю телефонную и телеграфную связь и прием научной информации. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны (25-метровые зеркала на судне «Космонавт Юрий Гагарин», 18-метровые белоснежные щары на судне «Космонавт Владимир Комаров»), мощные передатчики и высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями, охлаждаемыми жидким азотом. Для баллистических расчетов, обработки информации и управления корабельными системами были использованы две универсальные и несколько специализированных электронных вычислительных машин. На этих судах кроме обычного новейшего штурманского оборудования была установлена система спутниковой привязки, параболические антенны имели трехосную стабилизацию, учитывающую не только качку, но и углы деформации корпуса судна. Значительно выросло число лабораторий (до 86), численность экспедиции составляла 180-200 человек.. Сотрудники экспедиции и экипажа размещались в одноместных и двухместных каютах с душем и системой кондиционирования воздуха, на судах были салоны отдыха, спортзалы и плавательные бассейны. библиотеки и кинозалы. Медицинский блок состоял из операционной, лазарета, амбулатории. рентгеновского, физиотерапевтического и зубоврачебного кабинетов Главные размерения НИС «Космонавт Юрий Гагарин»: длина 231,6 м, ширина 31,0 м, высота борта 15,4 м. Водоизмещение 45000 т. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19000 л.с. была способна сообщить судну скорость полного хода до 18 узлов. Дальность непрерывного плавания 20000 миль. НИС «Академик Сергей Королев» имел длину 181,9 м, ширину 25 м, водоизмещение 21460т. На крупных судах были мощные электростанции (до 8000 кВт на «КЮГ»), которые однажды в условиях стихийного бедствия в Одессе смогли снабжать электроэнергией весь город. По Постановлению СМ СССР от 25 апреля 1974г. № 312-115 в течение 1974-1978 годов были построены и вошли в состав Морского командно-измерительного комплекса оснащенные современными техническими средствами суда «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Виктор Пацаев». Общее количество судов достигло одиннадцати, и интенсивность использования комплекса достигла своего максимума. Одновременно использовались для обеспечения космических исследований в районах Мирового океана 1 или 2 больших и 2 или 3 малых и средних судов. Примерная продолжительность нахождения судов в рейсах составляла 7—8 месяцев в год. При особенно напряженных программах продолжительность рейсов возрастала. Так, например, судно «Космонавт Юрий Гагарин» в 1976—1977 годах находилось в рейсе в течение 10 месяцев. Загрузка судов работами со спутниками также из года в год возрастала. Лучших результатов в выполнении задач добивались экспедиции судов «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Павел Беляев», которые по пять раз завоевывали звание «отличной экспедиции» и награждались переходящим знаменем Президиума АН СССР. Начальниками экспедиций этих судов работали Феоктистов В. С. и Аникеев М. А.
  • Памятные даты

  • 12.12.2017

    12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

    «Действующая Конституция - это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это - крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно».
    В. Зорькин, Председатель Конституционного суда России.
    см. далее


            |  

    Декабрь 2017


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"