103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Наука выдвигает новые задачи перед создателями космической техники, но первые уникальные достижения отечественной космонавтики останутся в памяти.

01.02.2011

За время существования морского командно-измерительного комплекса инженерами-испытателями экспедиций было выполнено большое количество сложных задач по управлению полетом и испытанию различных космических аппаратов. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций.

За время существования морского командно-измерительного комплекса инженерами-испытателями экспедиций было выполнено большое количество сложных задач по управлению полетом и испытанию различных космических аппаратов. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся: стыковка и перестыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир», спуск космических аппаратов с орбиты и посадка, работа космонавтов в открытом космосе, контроль включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокими элиптическими орбитами, контроль за работой двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Так например, во время первого полета орбитального корабля многоразовой ракетно-космической системы «Буран»

15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три корабля:: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский».

Таким образом, экспедиции 9-го ОМКИК принимали участие почти во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и долговременными орбитальными станциями. Все многочисленные сеансы связи и операции по управлению космическими аппаратами неизменно выполнялись без срывов и с высоким качеством в любых погодных и климатических условиях длительных рейсов.

Эти высокие результаты в боевой работе и в решении всех задач, которые ставились вышестоящим командованием, достигались благодаря хорошей слаженности в работе всего руководящего состава, умению создать атмосферу дружной совместной работы при высоком доверии и принципиальности на партийной основе. Коммунисты, которые составляли костяк экспедиций, своим примером трудолюбия и отличного владения техникой, высокой организованности и дисциплины увлекали всех сотрудников экспедиций на самоотверженную работу по выполнению всех задач. Именно коммунисты, в первую очередь, не смотря на все трудности длительных рейсов, придирчиво анализировали свою работу, искали и находили новые резервы и способы совершенствования подготовки расчетов технических средств и всей деятельности экспедиций. Этого никому не удастся вычеркнуть из истории.

Научно-исследовательские суда Звездной флотилии несли свою службу в океане до начала девяностых годов. С 1983 по 1989 год командовал 9-м ОМКИК Феоктистов В.С., затем в течение двух лет – Мамалыгин В.С. и далее- Серпиков С.В. и Манаков С.С.- по два года каждый. Начальниками политотдела в эти годы были Селиванов В.М. и Мусатов М.И.

Развернувшиеся после 1971 года работы по созданию автоматизированной системы управления космическими аппаратами на базе средств автоматизации системы «СКАТ» к середине 70-х годов стали обретать реальные очертания и в 1978 году система была принята в опытную эксплуатацию. Затем в к 1982 –му году была создана и принята в эксплуатацию система комплексной автоматизации Командно-измерительного комплекса «Простор». Создавался замкнутый контур управления, обеспечивающий прохождение команды от оператора на борт космического аппарата и получение квитанции о результатах ее выполнения с использованием Единой системы спутниковой связи и Глобальной космической командно-ретрансляционной системы. Началось широкое внедрение в бортовые комплексы управления космических аппаратов цифровых вычислительных машин. В соответствии с растущими задачами по управлению всей орбитальной группировкой в 80-тые годы изменялась организационная структура Главного научно-исследовательского испытательного центра космических средств.

На деятельности всего командно-измерительного комплекса сильно сказались происшедшие, начиная с 1991 года, неблагоприятные для отечественной космонавтики изменения общей обстановки в стране. Главный испытательный центр лишился пяти стационарных командно-измерительных пунктов (КИПов), одного измерительного пункта (ИП) и всех морских КИПов и ИПов

В начале девяностых годов в переплавку один за другим, что называется «в полном снаряжении», были отправлены семь уникальных судов, а четыре некоторое время еще стояли у причалов. Затем в 1995 году на двух было демонтировано все оборудование и оставшиеся «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» стали принадлежать Российскому авиационно-космическому агентству. Вскоре бал продан «Космонавт Георгий Добровольский». В настоящее время находится на балансе НПО измерительной техники Роскосмоса, и применяется (по состоянию на январь 2011г.) по своему прямому предназначению только «Космонавт Виктор Пацаев».

В июне 2000 года «Космонавт Виктор Пацаев» был перебазирован в

г. Калининград, поставлен у причала в акватории Музея Мирового Океана с целью сохранения как уникального судна. Одновременно прорабатывался вопрос о его использовании в качестве западного стационарного измерительного пункта России. В 2002 году проведены опытные сеансы связи и с тех пор технические средства этого измерительного пункта используются по прямому назначению

Сегодня, когда научно-исследовательские суда досрочно списаны и проданы, ветераны ОМКИК объединились в Общественной организации «Клуб ветеранов Морского Космического флота», собираются вместе в созданном ими «Музее Морского Космического флота», вспоминают былые походы, незабываемые уникальные научные эксперименты, победы в освоении космического пространства и проводят большую работу по воспитанию подрастающего поколения. Они с сожалением думают о том, что суда звездной флотилии со своей уникальной техникой без сомнения пригодились бы еще российской науке. Достаточно вспомнить, как из-за отсутствия судов в нужном месте не была получена телеметрическая информация о причинах аварии посланца на Марс. Эта загадка таит в себе угрозу для будущих полетов. Подсчеты экономистов убедительно говорят, что годовая эксплуатация плавучего измерительного пункта с учетом амортизации, ремонта и стоимости плавания в шесть раз меньше стоимости самого дешевого космического аппарата - спутника связи. А в нынешних условиях, когда свыше 125 стран, причем, не только высокоразвитых, но и таких, как Индия, Бразилия и Пакистан, реализуют свои космические программы и связывают с космической деятельностью свое будущее благосостояние, суда звездной флотилии для России смогли бы еще послужить надёжной базой дальнейшей научной работы и практической деятельности по использованию космоса для связи и навигации, разведки природных ресурсов и метеорологии, для нужд других отраслей хозяйства и обороны страны.

За большую работу, которую Общественная организация «Клуб ветеранов Морского Космического флота» проводит в течение уже более десяти лет по воспитанию подрастающего поколения и пропаганде достижений отечественной космонавтики Правительство Российской Федерации наградило «Клуб ветеранов Морского Космического флота» Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Настоящий очерк подготовлен автором – Балабай И.А. для использования в работе «Музея Морского Космического флота» и при создании истории Командно-измерительного комплекса – войсковой части 32103.

Литература:

1. «Военно-космические силы». Военно-исторический труд, разработанный авторами Фаворским В.В. и Мещеряковым И.В.,

2. 2.В.И.Белоглазов «Космические моряки Юбилейного»,

3. В.Г.Безбородов, А.М.Жаков «Суда космической службы»,

4. «Космический флот и управление космическим полетом» группа авторов, под редакцией А.М.Жакова, издательство «Судостроение», 1992г

5. Н.П. Колесников (Введение), Я..Я. Сиробаба (Глава 1, Общий очерк, Приложения) и группа авторов «История командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами от истоков до Главного испытательного центра имени Г.С.Титова», книга 1, Общий очерк, 2006 г.

Список ветеранов, поделившихся своими воспоминаниями:

Безбородов В.Г.,

Кузнецов И.В.

Бонах В.Г.,

Выдранков А.И.,

Феоктистов В.С.,

Манаков С.С.,

Маслов А.В.,

Масленников А.А.,

Мовчан Г.В.

Серпиков С.В.

  • Памятные даты

  • 27.07.2021

    27 июля - исполняется 75 лет Ветерану Космических войск генерал-лейтенанту Власюку Владимиру Матвеевичу.

    Заместитель Командующего Военно-космическими силами Министерства обороны РФ по вооружению. Действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Заслуженный испытатель космической техники. Заместитель председателя Центрального совета Союза ветеранов Космических войск, Председатель Межрегиональной общественной организации «Ветераны космоса».
    см. далее


         

    Июль 2021


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    28 29 30 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28 29 30 31 1
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"