103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Наука выдвигает новые задачи перед создателями космической техники, но первые уникальные достижения отечественной космонавтики останутся в памяти.

01.02.2011

За время существования морского командно-измерительного комплекса инженерами-испытателями экспедиций было выполнено большое количество сложных задач по управлению полетом и испытанию различных космических аппаратов. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций.

За время существования морского командно-измерительного комплекса инженерами-испытателями экспедиций было выполнено большое количество сложных задач по управлению полетом и испытанию различных космических аппаратов. Корабельные измерительные пункты осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся: стыковка и перестыковка кораблей типа «Союз», «Прогресс» с орбитальными станциями «Салют» и «Мир», спуск космических аппаратов с орбиты и посадка, работа космонавтов в открытом космосе, контроль включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокими элиптическими орбитами, контроль за работой двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций «Марс», «Венера», «Вега», «Вега-1», «Вега-2» и «Фобос» с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Так например, во время первого полета орбитального корабля многоразовой ракетно-космической системы «Буран»

15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три корабля:: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков» и «Космонавт Георгий Добровольский».

Таким образом, экспедиции 9-го ОМКИК принимали участие почти во всех важнейших технических экспериментах по освоению космического пространства автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и долговременными орбитальными станциями. Все многочисленные сеансы связи и операции по управлению космическими аппаратами неизменно выполнялись без срывов и с высоким качеством в любых погодных и климатических условиях длительных рейсов.

Эти высокие результаты в боевой работе и в решении всех задач, которые ставились вышестоящим командованием, достигались благодаря хорошей слаженности в работе всего руководящего состава, умению создать атмосферу дружной совместной работы при высоком доверии и принципиальности на партийной основе. Коммунисты, которые составляли костяк экспедиций, своим примером трудолюбия и отличного владения техникой, высокой организованности и дисциплины увлекали всех сотрудников экспедиций на самоотверженную работу по выполнению всех задач. Именно коммунисты, в первую очередь, не смотря на все трудности длительных рейсов, придирчиво анализировали свою работу, искали и находили новые резервы и способы совершенствования подготовки расчетов технических средств и всей деятельности экспедиций. Этого никому не удастся вычеркнуть из истории.

Научно-исследовательские суда Звездной флотилии несли свою службу в океане до начала девяностых годов. С 1983 по 1989 год командовал 9-м ОМКИК Феоктистов В.С., затем в течение двух лет – Мамалыгин В.С. и далее- Серпиков С.В. и Манаков С.С.- по два года каждый. Начальниками политотдела в эти годы были Селиванов В.М. и Мусатов М.И.

Развернувшиеся после 1971 года работы по созданию автоматизированной системы управления космическими аппаратами на базе средств автоматизации системы «СКАТ» к середине 70-х годов стали обретать реальные очертания и в 1978 году система была принята в опытную эксплуатацию. Затем в к 1982 –му году была создана и принята в эксплуатацию система комплексной автоматизации Командно-измерительного комплекса «Простор». Создавался замкнутый контур управления, обеспечивающий прохождение команды от оператора на борт космического аппарата и получение квитанции о результатах ее выполнения с использованием Единой системы спутниковой связи и Глобальной космической командно-ретрансляционной системы. Началось широкое внедрение в бортовые комплексы управления космических аппаратов цифровых вычислительных машин. В соответствии с растущими задачами по управлению всей орбитальной группировкой в 80-тые годы изменялась организационная структура Главного научно-исследовательского испытательного центра космических средств.

На деятельности всего командно-измерительного комплекса сильно сказались происшедшие, начиная с 1991 года, неблагоприятные для отечественной космонавтики изменения общей обстановки в стране. Главный испытательный центр лишился пяти стационарных командно-измерительных пунктов (КИПов), одного измерительного пункта (ИП) и всех морских КИПов и ИПов

В начале девяностых годов в переплавку один за другим, что называется «в полном снаряжении», были отправлены семь уникальных судов, а четыре некоторое время еще стояли у причалов. Затем в 1995 году на двух было демонтировано все оборудование и оставшиеся «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» стали принадлежать Российскому авиационно-космическому агентству. Вскоре бал продан «Космонавт Георгий Добровольский». В настоящее время находится на балансе НПО измерительной техники Роскосмоса, и применяется (по состоянию на январь 2011г.) по своему прямому предназначению только «Космонавт Виктор Пацаев».

В июне 2000 года «Космонавт Виктор Пацаев» был перебазирован в

г. Калининград, поставлен у причала в акватории Музея Мирового Океана с целью сохранения как уникального судна. Одновременно прорабатывался вопрос о его использовании в качестве западного стационарного измерительного пункта России. В 2002 году проведены опытные сеансы связи и с тех пор технические средства этого измерительного пункта используются по прямому назначению

Сегодня, когда научно-исследовательские суда досрочно списаны и проданы, ветераны ОМКИК объединились в Общественной организации «Клуб ветеранов Морского Космического флота», собираются вместе в созданном ими «Музее Морского Космического флота», вспоминают былые походы, незабываемые уникальные научные эксперименты, победы в освоении космического пространства и проводят большую работу по воспитанию подрастающего поколения. Они с сожалением думают о том, что суда звездной флотилии со своей уникальной техникой без сомнения пригодились бы еще российской науке. Достаточно вспомнить, как из-за отсутствия судов в нужном месте не была получена телеметрическая информация о причинах аварии посланца на Марс. Эта загадка таит в себе угрозу для будущих полетов. Подсчеты экономистов убедительно говорят, что годовая эксплуатация плавучего измерительного пункта с учетом амортизации, ремонта и стоимости плавания в шесть раз меньше стоимости самого дешевого космического аппарата - спутника связи. А в нынешних условиях, когда свыше 125 стран, причем, не только высокоразвитых, но и таких, как Индия, Бразилия и Пакистан, реализуют свои космические программы и связывают с космической деятельностью свое будущее благосостояние, суда звездной флотилии для России смогли бы еще послужить надёжной базой дальнейшей научной работы и практической деятельности по использованию космоса для связи и навигации, разведки природных ресурсов и метеорологии, для нужд других отраслей хозяйства и обороны страны.

За большую работу, которую Общественная организация «Клуб ветеранов Морского Космического флота» проводит в течение уже более десяти лет по воспитанию подрастающего поколения и пропаганде достижений отечественной космонавтики Правительство Российской Федерации наградило «Клуб ветеранов Морского Космического флота» Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

Настоящий очерк подготовлен автором – Балабай И.А. для использования в работе «Музея Морского Космического флота» и при создании истории Командно-измерительного комплекса – войсковой части 32103.

Литература:

1. «Военно-космические силы». Военно-исторический труд, разработанный авторами Фаворским В.В. и Мещеряковым И.В.,

2. 2.В.И.Белоглазов «Космические моряки Юбилейного»,

3. В.Г.Безбородов, А.М.Жаков «Суда космической службы»,

4. «Космический флот и управление космическим полетом» группа авторов, под редакцией А.М.Жакова, издательство «Судостроение», 1992г

5. Н.П. Колесников (Введение), Я..Я. Сиробаба (Глава 1, Общий очерк, Приложения) и группа авторов «История командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами от истоков до Главного испытательного центра имени Г.С.Титова», книга 1, Общий очерк, 2006 г.

Список ветеранов, поделившихся своими воспоминаниями:

Безбородов В.Г.,

Кузнецов И.В.

Бонах В.Г.,

Выдранков А.И.,

Феоктистов В.С.,

Манаков С.С.,

Маслов А.В.,

Масленников А.А.,

Мовчан Г.В.

Серпиков С.В.

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"