103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Воспоминания о работе Научно-измерительного пункта (НИП-6, Камчатка) в период подготовки и осуществления пуска космического корабля с Ю.А. Гагариным на борту

29.03.2011

Гордость и на сей день испытывают все те, кто был сопричастен к этому великому событию. Апрелю 1961 года предшествовал период длительных, сложных и скрупулезных работ по развертыванию, настройке и, вместе с тем, освоению новейших по тем временам наземных средств НИП. Всеми работами по становлению измерительного пункта руководили опытные организаторы, участники Великой Отечественной войны  Постернак М.С., Сергеев Н.П., Работягов А.П.. Им удалось создать работоспособный, сплоченный коллектив части с высоким чувством ответственности за порученное дело.

В августе 1957 г. в Главном Управлении кадров я получил предписание о назначении на должность инженера РЛС «Бинокль-Д» НИП-6. С этого момента вся дальнейшая моя служба была связана с КИК.

Станция «Бинокль-Д» предназначалась для измерения, регистрации и передачи в Вычислительный Центр параметров орбиты (дальности азимута и угла моста) ИСЗ и траектории полета баллистических ракет с использованием кодировочных сигналов «запроса» и «ответа» бортовой аппаратуры.

1-ый расчет станции «Бинокль-Д» состоял из 3-х офицеров (старший инженер станции к-н Тимошин В.И., начальник станции л-т Порфеня В.И., инженер станции л-т Бабич В.Д.) и 7 операторов - военнослужащих срочной службы - в основном выпускников радиотехнических техникумов.

В 1958 г. на смену станции «Бинокль-Д» в часть поступила и была развернута станция «Кама-Е», выполняющая те же функции, что и станция «Бинокль-Д», но оборудованная более совершенной аппаратурой. Первый вариант станции «Кама-Е» был подвижным (кунг на колесах), с привязкой к определенной точке на местности.

В 1959 г. были построены 2 здания для размещения станции «Кама-Е» в стационарном варианте «Кама № 7» и «Кама № 8». Начальником станции № 7 был назначен старший л-т Коваленко А.Н., начальником станции № 8 – ст. л-т Бабич В.Д. В 1960 г. обе станции были смонтированы, настроены, укомплектованы личным составом и преступили к обеспечению работ по КА и баллистическим ракетам.

Следует отметить, что станция «Кама» обеспечивала работы по всем КА, находящимся на орбитах, и по всем сеансам связи в пределах зоны видимости НИП-6. Долгое время она являлась основным измерительным средством НИП.

Событием исключительного значения явился запуск 12 апреля 1961 г. первого пилотируемого аппарата с космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

Уверен, что ни с чем несравнимую гордость и на сей день испытывают все те, кто был сопричастен к этому великому событию. Апрелю 1961 г. предшествовал период длительных, сложных и скрупулезных работ по развертыванию, настройке и, вместе с тем, освоению новейших по тем временам наземных средств НИП. Всеми работами по становлению измерительного пункта руководили опытные организаторы, участники Великой Отечественной войны Постернак М.С., Сергеев Н.П., Работягов А.П.. Им удалось создать работоспособный, сплоченный коллектив части с высоким чувством ответственности за порученное дело.

С октября 1957 г. до апреля 1961 г. коллектив НИП участвовал в обеспечении полетов всех 14-ти космических аппаратов, 15-ым стал корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту.

И вот этот апрельский день наступил! Заняты рабочие места. Объявлена 8-ми часовая готовность. Идет напряженная предстартовая подготовка с командного пункта (КП) ОНИП-6 поступают очередные готовности и команды. Все идет по графику. Контролирую действия операторов станции. Помогаю одному, другому. Вглядываюсь в их лица. Чувствуется, что внутреннее напряжение велико, но суеты нет, действия четкие. Не подводит и аппаратура станции.

Вскоре слышим по радио торжественный голос знаменитого диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана – сообщение ТАСС об историческом полете.

То, к чему мы готовились долгие месяцы, свершилось! Трудные, напряженные будни, десятки бессонных ночей окупились сторицей. Труд нашего коллектива был отмечен Правительством страны и руководством Комплекса: были и правительственные награды и благодарности от Госкомиссии, от руководителя Комплекса А.Г. Карася.

За отличное обеспечение этой работы я, начальник станции «Кама № 8», был награжден грамотой командира в/ч 32103, а командир расчета сержант Степанов – медалью «За боевые заслуги».

Весьма памятным периодом была моя служба под началом прославленного космонавта Героя Советского Союза Титова Г.С. С 1972 г. по 1973 г., будучи Заместителем начальника КИК, он руководил службой КДС (командира дежурных смен) – в то время нештатной. По службе мне приходилось выполнять обязанности КДС согласно графику дежурств. Герман Степанович в период запусков космических объектов и наиболее важных сеансов связи присутствовал на Командном пункте Центра, располагавшегося в те годы в 4-м тех. здании г. Голицыно-2, и лично руководил работой по управлению КА.

Герман Степанович запомнился как умелый и требовательный руководитель. И вместе с тем, несмотря на всенародную известность, как простой, скромный, обаятельный и доступный в общении человек. В перерывах между сеансами связи он нередко рассказывал о подготовке к полету на корабле «Восток-2», о своей службе после полета, о своих впечатлениях при посещении многих стран мира и о различных любопытных и забавных случаях. При этом он никогда не кичился своими заслугами, а о своем великом подвиге отзывался как об обычной и будничной работе. В моей памяти, да и, пожалуй, в памяти всех, кто с ним общался, Герман Степанович остался образцом и руководителя, и человека.

В июле 1983 года я был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет (31 календарный год).

После увольнения продолжил работу с 1984 по 1987 гг. в качестве инженера системы радиоконтроля орбиты на корабле дальнего плавания НИС «Космонавт Владимир Комаров», входящем в состав Отдельного морского Командно-измерительного комплекса.

В августе 1957 г. в Главном Управлении кадров я получил предписание о назначении на должность инженера РЛС «Бинокль-Д» НИП-6. С этого момента вся дальнейшая моя служба была связана с КИК.

Станция «Бинокль-Д» предназначалась для измерения, регистрации и передачи в Вычислительный Центр параметров орбиты (дальности азимута и угла моста) ИСЗ и траектории полета баллистических ракет с использованием кодировочных сигналов «запроса» и «ответа» бортовой аппаратуры.

1-ый расчет станции «Бинокль-Д» состоял из 3-х офицеров (старший инженер станции к-н Тимошин В.И., начальник станции л-т Порфеня В.И., инженер станции л-т Бабич В.Д.) и 7 операторов - военнослужащих срочной службы - в основном выпускников радиотехнических техникумов.

В 1958 г. на смену станции «Бинокль-Д» в часть поступила и была развернута станция «Кама-Е», выполняющая те же функции, что и станция «Бинокль-Д», но оборудованная более совершенной аппаратурой. Первый вариант станции «Кама-Е» был подвижным (кунг на колесах), с привязкой к определенной точке на местности.

В 1959 г. были построены 2 здания для размещения станции «Кама-Е» в стационарном варианте «Кама № 7» и «Кама № 8». Начальником станции № 7 был назначен старший л-т Коваленко А.Н., начальником станции № 8 – ст. л-т Бабич В.Д. В 1960 г. обе станции были смонтированы, настроены, укомплектованы личным составом и преступили к обеспечению работ по КА и баллистическим ракетам.

Следует отметить, что станция «Кама» обеспечивала работы по всем КА, находящимся на орбитах, и по всем сеансам связи в пределах зоны видимости НИП-6. Долгое время она являлась основным измерительным средством НИП.

Событием исключительного значения явился запуск 12 апреля 1961 г. первого пилотируемого аппарата с космонавтом Ю.А. Гагариным на борту.

Уверен, что ни с чем несравнимую гордость и на сей день испытывают все те, кто был сопричастен к этому великому событию. Апрелю 1961 г. предшествовал период длительных, сложных и скрупулезных работ по развертыванию, настройке и, вместе с тем, освоению новейших по тем временам наземных средств НИП. Всеми работами по становлению измерительного пункта руководили опытные организаторы, участники Великой Отечественной войны Постернак М.С., Сергеев Н.П., Работягов А.П.. Им удалось создать работоспособный, сплоченный коллектив части с высоким чувством ответственности за порученное дело.

С октября 1957 г. до апреля 1961 г. коллектив НИП участвовал в обеспечении полетов всех 14-ти космических аппаратов, 15-ым стал корабль «Восток-1» с первым космонавтом Земли на борту.

И вот этот апрельский день наступил! Заняты рабочие места. Объявлена 8-ми часовая готовность. Идет напряженная предстартовая подготовка с командного пункта (КП) ОНИП-6 поступают очередные готовности и команды. Все идет по графику. Контролирую действия операторов станции. Помогаю одному, другому. Вглядываюсь в их лица. Чувствуется, что внутреннее напряжение велико, но суеты нет, действия четкие. Не подводит и аппаратура станции.

Вскоре слышим по радио торжественный голос знаменитого диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана – сообщение ТАСС об историческом полете.

То, к чему мы готовились долгие месяцы, свершилось! Трудные, напряженные будни, десятки бессонных ночей окупились сторицей. Труд нашего коллектива был отмечен Правительством страны и руководством Комплекса: были и правительственные награды и благодарности от Госкомиссии, от руководителя Комплекса А.Г. Карася.

За отличное обеспечение этой работы я, начальник станции «Кама № 8», был награжден грамотой командира в/ч 32103, а командир расчета сержант Степанов – медалью «За боевые заслуги».

Весьма памятным периодом была моя служба под началом прославленного космонавта Героя Советского Союза Титова Г.С. С 1972 г. по 1973 г., будучи Заместителем начальника КИК, он руководил службой КДС (командира дежурных смен) – в то время нештатной. По службе мне приходилось выполнять обязанности КДС согласно графику дежурств. Герман Степанович в период запусков космических объектов и наиболее важных сеансов связи присутствовал на Командном пункте Центра, располагавшегося в те годы в 4-м тех. здании г. Голицыно-2, и лично руководил работой по управлению КА.

Герман Степанович запомнился как умелый и требовательный руководитель. И вместе с тем, несмотря на всенародную известность, как простой, скромный, обаятельный и доступный в общении человек. В перерывах между сеансами связи он нередко рассказывал о подготовке к полету на корабле «Восток-2», о своей службе после полета, о своих впечатлениях при посещении многих стран мира и о различных любопытных и забавных случаях. При этом он никогда не кичился своими заслугами, а о своем великом подвиге отзывался как об обычной и будничной работе. В моей памяти, да и, пожалуй, в памяти всех, кто с ним общался, Герман Степанович остался образцом и руководителя, и человека.

В июле 1983 года я был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет (31 календарный год).

После увольнения продолжил работу с 1984 по 1987 гг. в качестве инженера системы радиоконтроля орбиты на корабле дальнего плавания НИС «Космонавт Владимир Комаров», входящем в состав Отдельного морского Командно-измерительного комплекса.

Ветеран Командно-измерительного комплекса  Бабич  Валентин  Данилович

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"