27.03.2023
Подполковник Фесенко Виталий Николаевич. Заслуженный Испытатель космической техники, член Центрального Совета ветеранов СВКВ, ветеран общественной организации «Ветераны КИК», Член Совета Общественной организации ветеранов города Краснознаменска Московской области.
1949 года рождения, в 1973 году окончил Севастопольский приборостроительный институт, специальность радио-инженер, по выпуску из военной кафедры, получил воинское звание лейтенант.
Офицерскую службу проходил в Командно-измерительном комплексе (КИК), с июля 1973 года в войсковой части 14127 (НИП-11) на должностях: начальник станции, начальник отделения. С 1983 по 1994 год служба во Втором Центре (в/ч 57237) войсковой части 32103, на должностях: инженер-испытатель, старший инженер-испытатель, начальник лаборатории, по управлению и испытаниям космических аппаратов и систем юстировки ПВО, ПКО, систем загоризонтной радиолокации и истребителей спутников.
В последние годы, активно участвуя в деятельности ветеранских организаций я, вместе с делегацией Краснознаменска побывал на форуме «Гагаринские чтения», на родине Ю.А. Гагарина. «Королёвские»…, «Гагаринские»…, «Титовские» чтения, это кладезь дополнительных исторических фактов, знаний, знакомств, бесед по всем вопросам космической эпопеи нашей страны. Так вот, на «Гагаринских» чтениях 2019 года, в перерыве между мероприятиями, мне удалось пообщаться с выпускниками (2018 года) Центра подготовки космонавтов.
У нас состоялась очень плодотворная и поучительная беседа. Они расспрашивали о наземном комплексе управления (НКУ), могут ли повлиять слабые знания отдельных членов расчетов наземных станций на безопасность полётов. Я заверил молодых выпускников, что в НКУ работают классные специалисты, и сделают всё для безопасности полётов пилотируемой космонавтики. В качестве примера, я рассказал им о событиях моей ещё капитанской службы…
10 апреля 1979 года, для совершения совместного советского-болгарского космического полёта по программе «Интеркосмос» был запущен космический корабль «Союз-33». Командиром корабля стал советский космонавт Николай Рукавишников, для которого этот полёт стал третьим по счёту. Назначение в основной экипаж космического корабля «Союз-33» получил болгарский космонавт Георгий Какалов, по настоянию советской стороны, в виду неблагозвучности, взявший фамилию матери — Иванов. Была запланирована стыковка со станцией «Салют-6», но стыковка сорвалась из-за поломки в двигателе корабля «Союз-33». Такое краткое описание этого события можно и сейчас найти в немногочисленных статьях просторов интернета…
В то время я был начальником отделения траекторных измерений НИП-11 в Грузии (станции «Кама», «Краб», «Изумруд»). Станция «Кама» нашего отделения участвовала в работе по контролю стыковки «Союза-33» и «Салют-6». Работа по сближению КА и станции проводилась средствами НКУ Дальнего Востока, и по мере приближения сеансов связи нашими средствами, мы уже знали, что «Союз-33» длительное время не отвечает на запросы наземных средств управления.
Проведенный первый сеанс связи в зоне нашего НИПа (отслеживание по целеуказаниям) не принесло результатов. На нашу «Каму» на 12 апреля 1979 года было запланировано ещё четыре сеанса связи, на которых мы должны будем по целеуказаниям отслеживать КА «Союз-33». Но я принимаю авантюрное решение: перехожу на дублирующую станцию «Кама», перенастраиваю её для работы в основном (запросном) режиме и направляя антенну станции в зоны возможного входа объекта, периодически сканируя по азимуту и углу места. Эти действия стали проводить более, чем за пол-часа до вхождения объекта в нулевую зону по целеуказаниям. За 27 минут до начала нулевой зоны заметили какой-то слабенький ответный сигнал, какого-то объекта. С большим трудом нам удалось перевести управление антенной в режим автосопровождения сначала по углам, а затем и по дальности. Таким образом мы поймали какой-то неопознанный объект, с частотными настройками, близкими «Союзу-33». Чтобы хоть как-то оценить, что мы принимаем, я быстро включил имеющуюся на станции «Кама» аппаратуру регистрации «Кедр» и таким образом до конца приема сигнала, нам удалось записать 29 посылок дальности. Информация о дальности с аппаратуры «Кедр» была на бумажном носителе и не поддавалась машинной обработке.
О принятии этой информации я ни куда, никому не докладывал. Во-первых: по целеуказаниям, до входа в нулевую зону работы станции «Кама» по КА «Союз-33» было ещё около 20 минут. Во-вторых: сигнал, принятый нами мог быть от иного объекта с похожими техническими характеристиками передатчика. Но действовать нужно было быстро… Я попросил, находящегося в этом же здании, начальника 55 отделения капитана Владимира Казакова помочь мне пересчитать имеющиеся на бумаге посылки дальности (аппаратуры «Кедр») в приемлемую для машинной обработки информацию. Вручную, используя логарифмическую линейку, мы довольно быстро пересчитали имеющиеся 29 посылок дальности, привязав их к реальному времени нашего сеанса связи. Перебежав на станцию «Краб» (находится в 20 метрах) на аппарате СТА, я набил нашу информацию на перфоленту. Начальника смены баллистиков на ЭВМ Виктора Шилькрафт уговорил просчитать информацию с моей перфоленты. После решения краевой задачи и оценки параметров траектории мы приняли решение, что это, возможно, и есть реальная орбита «Союз-33».
Я попросил подготовить мне целеуказания на следующий сеанс станции «Кама», используя наши последние измерения, а также целеуказания на управление антенной приемной станции «Аврора», которая находится в 100 метрах от станции «Кама». Заказал и провел стыковку системы «Кама-Буфер», для своевременной записи и при необходимости передачи информации в баллистический центр. Начальника станции «Аврора» попросил провести по новым целеуказаниям приемную антенну и прослушать эфир. Время пролетело быстро, но мы успели подготовить аппаратуру к следующему сеансу связи и были готовы к работе по новым, имеющимся только у нас целеуказаниям, отличающимся на 27 минут от целеуказаний на стыковку КА «Союз-33» и «Салют-6».
Буквально с начала зоны (по нашим целеуказаниям) на станции «Кама» появился устойчивый сигнал и после взятия на автосопровождение, начали запись информации. Предварительно по телефону позвонил на «Аврору», сказали: «…Есть прием…». Я доложил оперативному дежурному (ОД), что «Начат прием сигнала от КА «Союз-33», сигнал устойчивый, ведется запись информации на станцию «Буфер»!
Что после этого было!!! Меня обругали, просили, прежде чем докладывать включить голову, или хотя бы на часы посмотреть… Но я настоял, чтобы срочно доложили в Центр управления полетом («Аврора» подтвердила). Меня срочно вызвали на КП, и по ЗАС телефону я десять минут объяснял Руководителю полётом, «что я натворил». ЦУП срочно потребовал информацию измерений нашей станции отправить в баллистический Центр. Информация с нашей станции была качественная и вскоре по всем НИПам разослали новые целеуказания по КА «Союз-33». ЦУП принял решение о возвращении международного экипажа на Землю, предварительно уточнив баллистику.
12 апреля 1979 года на 31-м витке экипаж приземлился в 320 км к юго-востоку от города Жезказган. Мне ещё долго пришлось общаться с различными представителями ЦУП и другими специалистами. Был длительный и не очень приятный разговор с сотрудником комитета (КГБ), который настойчиво рекомендовал, никому, ничего не рассказывать!!!
Где-то через месяц, начальник секретного отдела войсковой части 14127, попросил меня зайти ознакомиться и расписаться за ознакомление с сов. секретным Приказом. Приказ назывался: «О нестыковке космического аппарата «Союз-33» с космонавтами на борту Николаем Рукавишниковым и Георгием Ивановым (Болгария), с космической станцией «Салют-6» и НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ», в приказной части которого, насколько я помню, было 16 пунктов. Первые 15 пунктов были с формулировками: командиру, главному инженеру, такому-то объявить выговор, неполное служебное соответствие, понижение в должности и т.п.
16 пункт имел следующую формулировку: «Начальнику отделения траекторных измерений войсковой части 14127 капитану Фесенко Виталию Николаевичу объявить БЛАГОДАРНОСТЬ!»
Вот такие бывают наказания в Приказе!
Рассказывая об этом событии молодым космонавтам, я услышал от них много вопросов и один из них такой: «Почему Вы не рассказали об этом Николаю Рукавишникову, когда он был ещё жив? Ведь Вы же спасли экипаж!» У меня нет ответа! Просто служил СССР!