103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О Германе Степановиче Титове и его полете помнят все его сослуживцы и ветераны Космических войск

11.08.2011

К сожалению, мы часто сталкиваемся с фактами, когда российские школьники, студенты и даже их родители не знают историю отечественной космо¬навтики и тех, кто были первыми в космосе. А ведь это — гордость нашей Отчизны. Запуском первого спутника Земли и полетами первых в истории человечества космонавтов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова была открыта космическая эра.

 Вспоминает Лауреат Государственной премии СССР полковник П.И. Кондрашин:

        «Подготовка к запуску космического корабля "Восток-2" с космонавтом Г.С.Титовым на борту началась сразу после полета "Востока-1". Нашей лаборатории космической связи поручили разработать и согласовать с заинтересованными организациями схему и программу обеспечения связи с космонавтом № 2. Разработка этих документов не вызывала каких-либо затруднений. В основу была положена система связи, использовавшаяся с успехом 12 апреля 1961 года при полете корабля "Восток-1". Трудности возникли при согласовании документов. Неожиданно выявились разногласия по вопросу о том, где должен находиться Центральный пункт управления полетом (ЦПУП). Специалисты нашего института полагали, что ЦПУП должен размещаться, как и при полете Ю.А. Гагарина, в НИИ-4. Такое решение вытекало из необходимости иметь его в непосредственной близости от Координационно-вычислительного центра (КВЦ), что гарантировало оперативную выдачу рекомендаций по управлению полетом космического корабля при возникновении нештатных и аварийных ситуаций.  

     Незадолго до запуска "Восток-2" поступил приказ полковнику А.А. Большому - начальнику КВЦ, мне начальнику 421-й лаборатории и капитану Климову С.А. прибыть к С.П. Королеву с подготовленными документами. Выслушав доклады, Сергей Павлович встал из-за стола, подошел к схеме, в центре которой был нарисован самый большой квадрат с надписью "ЦПУП". Он указал пальцем на этот квадрат:

- Что это такое?

- Центральный пункт управления полетом.

- Ясно. А где он 6удет размещаться?

- В НИИ-4.

- А этот небольшой прямоугольник?

- Это 32 объект в Москве, здесь будет находиться 3апасной пункт управления полетом.

- Понятно.

И после некоторого раздумья Сергей Павлович добавил:

- Я считаю, что эти пункты надо поменять местами. Центральный пункт управления полетом должен быть в Москве!»

Из статьи профессора Я.Я. Сиробабы «Герман Степанович Титов – человек-легенда»:

      «Мне посчастливилось узнать его не только как известного всем Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР - первопроходца космоса, но и как высококвалифицированного специалиста космо­навтики широкого профиля, успешно решающего крупномасштабные научные и инженерно-технические задачи, как военачальника, внесшего масштабный вклад в строительство Космических войск страны, как общественного и государственного деятеля, как сослу­живца, и как человека, единомышленника и товарища.

   Непросто было выдержать и испытания всемирной славой. Но вот ведь справился. Широта его взглядов выходила за рамки и без того широкой области деятельности лётчика-космонавта. Он окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, а затем и Военную академию Генерального штаба. Оценил по достоинству роль Командно-измерительного комплекса управления космическими аппаратами как одного из основных, незаменимых средств косми­ческой деятельности. "Без него, собственно, и полёты космических аппаратов были бы невозможны, как они невозможны без мощных ракетоносителей и космодромов" отмечал он, и был назначен заместителем начальника Центра Командно-измерительного комп­лекса по управлению КА военного назначения. Сотрудничая в начале семидесятых годов со мною в равной должности, относился, как и ко всем однополчанам, по-товарищески со вниманием и доверием, которые трудно переоценить.     Немаловажный шаг, говорящий о многом: с готовностью пошел на отсрочку в представлении его к генеральскому званию, чтобы не переступить дорогу товарищу. Известно, что так же он поступил и в связи с представлением к Государственной премии. Не только не отказывал, но и сам предлагал свою помощь и содействие многим в решении как служебных, так и общественных и личных вопросов. Несмотря на занятость, находил время для общения с трудовыми коллективами и общественными организациями, особенно с молодежью, как в Москве, так и в отдаленных районах страны.

     В неблагоприятный для отечественной космонавтики период он изыскивал законодательные пути уберечь её от развала под натиском недругов. С огромным трудом добивался допустимого максимально-продолжительного сохранения в космосе орбитальной пилотируемой станции «Мир», возрождения систем спутниковой связи и других перспективных космических систем отечественной орбитальной группировки».

Вспоминает Председатель Совета МОО «Ветераны КИК» генерал-майор М.Т. Дохов:

   Это был умный, целеустремленный генерал, который четко знал, чего он хочет в жизни и службе. Это был офицер-интеллигент, в хорошем смысле слова, которому были присуще образованность, культура, нравственность, патриотизм и доблесть. Его уважали за отсутствие зазнайства, скромность, компетентность и ровное отношение к солдатам, офицерам и гражданским лицам. По характеру это был веселый, добродушный человек, любивший людей. И они ему отвечали тем же.

     В сентябре 1973 г. в период проверки НИП-15, командиром которого я был, Г.С. Титов возглавлял комиссию, назначенную Главкомом РВСН. Меня тогда поразило, насколько полковник Титов вырос как военачальник. Офицеры комиссии удивлялись, как космонавт смог так быстро разобраться в сложнейшей организации КИК, а главное, смог завоевать репутацию организатора и руководителя такого масштаба. Он проверял не только качество управления КА, но и обращал особое внимание командиров на заботу о личном составе. Проверял, как организовано питание и его качество, жилищно-бытовые условия, организацию военной торговли, медицинского обеспечения. 

   После моего перевода в Краснознаменск в войсковую часть 32103, мне почти ежедневно приходилось общаться с Г.С. Титовым по вопросам организации эксплуатации КА, и особенно по организации ЛКИ новых образцов космической техники. Его пытливый ум всегда был направлен на поиск новых технических и организационных решений для повышения боеготовности космических частей.

   Вспоминает бывший начальник Колпашевского НИП-12 полковник А.С. Костюков:

  «По плану ГУКОС в 1975 г. наша часть подлежала инспекторской проверке. Председателем комиссии был Г.С. Титов. Накануне проверки я собрал личный состав части, определил какие задачи надо решить до проверки, а всем хорошо сдавшим проверку пообещал вручение фотографии Г.С. Титова с его личным автографом. По результатам инспекторской проверки часть получила хорошую оценку. После подведения итогов я обратился к Г.С. Титову с просьбой подписать 1500 фотографий.

- Зачем столько? Что всем, в том числе и нарушителям, вручать будете?

- Герман Степанович! Сегодня он нарушитель и разгильдяй, а завтра будет примерным воином. Все зависит от нашей воспитательной работы. Пройдет 20-30 лет, и наши сегодняшние солдаты и сержанты будут провожать в армию уже своих сыновей. На прощание они скажут: «Служи честно и добросовестно, как твой отец, которому сам космонавт Титов на память свою фотографию подарил»! Будучи во Франции, Вы 10 тысяч автографов оставили, а я прошу всего 1500.

- Хорошо. Убедили.

     Таким образом, у нас появилось 1500 фотографий с автографом космонавта № 2, которые мы вручали в торжественной обстановке отличившимся воинам. Эффект превзошел все ожидания. Оказывается, медали, автографы и другие знаки отличия нужны не только первопроходцам, но и их сыновьям и внукам».

          Вспоминает Владислав Шарипов, ветеран Космических войск

      Мое первое соприкосновение с космосом произош­ло в 1968 году, после приземления в Пермском крае космонавтов из первой десятки — Алексея Леонова и Павла Беляева. Тогда, будучи курсантами Пермского высшего командно-инженерного училища, мы при­сутствовали на их торжественной встрече в стенах училища. Затаив дыхание, все мы — будущие воен­ные командиры и инженеры — слушали впечатления о полете в космос и каждый из нас втайне мечтал о профессии космонавта или испытателя космической техники.

    Конечно, в военных вузах Ракетных войск стра­тегического назначения нас готовили для службы в боевых частях, и лишь единицы особо отличившихся в учебе выпускников попадали по распределению на полигоны, в конструкторские бюро и военные представительства.

   После нескольких лет службы на объектах одного из ракетных соединений мне было предложено осво­ить новый участок работы, связанный с обеспечением безопасности военного космоса. Там, по роду службы,и произошло мое знакомство с космонавтом № 2 Германом Степановичем Титовым. Титова, с учетом характера его служебной деятельности, знали близко лишь те, кто непосредственно имел возможность об­щаться с ним.

    Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в семье сельского учителя Титова Степа­на Павловича и домохозяйки Титовой Александры Михайловны. Детство его прошло в Алтайском крае (с. Верхнее Жилино Косихинского района). В 1955 году Герман Титов окончил школу первоначального обучения летчиков в Кустанас, а в 1957 году — Ста­линградское военное училище летчиков. Затем он проходил службу в полку истребительной авиации, дислоцированном в Ленинградском военном округе, куда прибыл после окончания училища и летал по программе летчиков-истребителей.

    По его воспоминаниям, в тот период службы из Москвы в их полк прибыла комиссия и предложила им летать на "каких-то ракетах и спутниках". Герман Степанович рассказывал, что пообещал московской комиссии подумать. Последовал ответ: "Хорошо, по­думайте. Понадобитесь — мы Вас вызовем. Никому не говорите, что мы Вас вызывали и о чем с Вами беседовали". После двух с половиной лет службы в авиационном полку старший лейтенант Г.С. Титов был зачислен в первый отряд космонавтов и приступил к тренировкам ...

    Своим суточным полетом Титов впервые в мире доказал возможность человека жить и работать в космическом пространстве. Он оценил особенности выполнения основных функций жизнедеятельности человека в космосе — смену бодрствования и сна, приема пищи, воды и т.д.

К нему шли по любому поводу

           В 1970 году Герман Степанович поступил в Воен­ную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. С августа 1972 года по июнь 1973 года он — заместитель начальника Центра командно-измерительного комплекса по управлению космическими аппаратами военного назначения.

     В последующие годы Г.С. Титов служил в аппарате начальника Главного управления космических средств Министерства обороны СССР (ГУКОС), занимая долж­ности заместителя, первого заместителя начальника ГУКОС (позднее — УНКС, ВКС). Он был президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике "Космофлот", заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса, президентом Федерации космонавтики России. Избирался делегатом двух съездов ВЛКСМ, депутатом Верховного совета СССР двух созывов и Государственной Думы Российской Федерации трех созывов.

    Второй Космонавт планеты Земля никогда не подчеркивал свою мировую известность, он подкупал своей простотой и доступностью. Всегда с готовностью брался за выполнение любых поручений, часто встречался с различными людьми. После встреч они обычно долго не отпускали его, словно старались запомнить каждое сказанное им слово.

   В повседневной жизни Герман Степанович отличал­ся скромностью, с ним было легко и просто общаться. Его высокая должность отнюдь не была кабинетной, он часто выезжал на космодромы и в части Космических войск. Титов много работал и, если увлекался каким-либо проектом, то, изучив его досконально, доказывал его необходимость, добивался финансирования и практической реализации, отстаивал свою правоту перед руководителем любого военного или государственного ранга. И часто ему это удавалось.

    По своей общей и инженерной подготовке Герман Степанович отличался от сослуживцев, он умел просто и доходчиво излагать свои мысли. Его отличали ши­рокая эрудиция и интеллигентность, он мог часами наизусть читать поэзию А.С. Пушкина, чем вызывал восхищение окружающих. И вообще, он был необыкно­венно душевный, открытый для общения, отзывчивый товарищ. К нему шли по любому поводу: служебному, семейному или бытовому. И никто не помнит случая отказа в помощи. Он искренне старался всем помочь,подписывал письма и обращения всегда от своего имени. Его имя пользовалось в военной и гражданс­кой среде и у власти большим уважением, так что его просьбы чаще всего исполнялись. Многие коллеги Г.С. Титова по службе в Космических войсках, их семьи и сейчас вспоминают его добрым словом.

    И мы, его сослуживцы, а ныне ветераны, никогда не забываем космонавта № 2 планеты Земля.

Тамара Васильевна Титова — жена и "боевая подруга" Германа Степановича — в настоящее время работает в Союзе ветеранов Космических войск. Советами и добрым словом она помогает молодым офицерам и их женам преодолевать современные трудности жизни. Дочери Татьяна и Галина — взрослые и состоявшиеся в своих профессиях люди. Старший внук Андрей в этом году заканчивает один из московских вузов.

    На день полета Герману Степановичу Титову испол­нилось всего 25 лет. Он был и остается самым молодым космонавтом в истории пилотируемой космонавтики.

    Благодаря таким людям, их героическому труду, за столь короткий срок наша страна оказалась лидером в освоении космического пространства, смогла создать надежный ракетно-ядерный щит.

Признавая заслуги второго космонавта страны, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Г.С. Титова перед Отечеством и Вооруженными Сила­ми, в целях увековечения его памяти, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 ав­густа 2001 г. Главному испытательному центру (штаб и управление космическими средствами) Министерства обороны Российской Федерации присвоено почетное имя Г.С. Титова.

     11 сентября 2010 года мы отметили 75-летие со дня рождения Второго космонавта планеты Земля. Рано он ушел из жизни. Очень жаль... Он мог бы еще многое сделать для развития Космических войск России.

         Имя Германа Титова носит Барнаульский международный аэропорт. 10 сентября, накануне юбилея знаменитого уроженца этих мест, здесь установили мемориальную стелу. В июне 2009 года в честь второго космонавта планеты Земля был назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании "Аэрофлот". Имя Германа Титова также присвоено кратеру па Луне и подводной горе в Тихом океане.

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"