Письменный Н.М.
«Уфимский приборостроительный завод (УПЗ) был создан в 1956 г., а в 1989 г. был преобразован в Уфимское приборостроительное объединение (УППО). С тех пор он представляет собой уникальный производственный комплекс с полным технологическим циклом серийного производства современных высокоточных систем, приборов для авиационной и ракетно-космической техники, а также комплексов и оборудования для различных отраслей промышленности. С 1962 г. предприятие участвовало в осуществлении ряда космических проектов: «Восход», «Зенит-2», «Зенит-4», «Союз», «Салют», «Мир», «Альфа»; выпускало изделия аналоговой и цифровой вычислительной техники. Среди товаров народного потребления ведущее место занимали электробритвы марки «Агидель» различных модификаций, одна из которых («Агидель – 1К») первой из серии электробритв побывала в космосе в качестве туалетного прибора космонавта…
Практически на каждом оборонном предприятии было аккредитовано военное представительство Заказчика военной продукции, а то и нескольких одновременно. На Уфимском приборостроительном заводе Министерства авиационной промышленности их было целых четыре: от ВВС, ВМФ,ПВО, РВСН в лице Главного управления ракетного вооружения. Перебор или целесообразность? Найти чёткое тому обоснование или объяснение никому и никогда в голову не приходило. Ведомственный подход – всему причина. Позднее, когда я уже служил в Центральном аппарате Министерства обороны, многое мне стало ясно, да и самому не раз приходилось участвовать в подготовке материалов обоснования создания Военного представительства Главного управления космических средств Минобороны на том или ином предприятии оборонного комплекса, хотя там уже было аккредитовано Военное представительство другого военного ведомства. В обоснование прежде всего закладывались исключительная особенность создаваемой техники или проекта, нормативная база и стандарты, а также многое другое, вплоть до политического и общественного резонанса в случае аварии или катастрофы ракеты-носителя, космического аппарата или пилотируемого корабля.
Военному представителю на заводе сравнительно легко изучить материальную часть, конструкторскую документацию, ГОСТы, ОСТы, ведомственные нормативные документы. Главное требование к такому военному представителю как к специалисту – наличие у него подготовки по специальности контролируемой и принимаемой техники или проекта.
Да, на начальной стадии, приступая к выполнению функции представителя Заказчика неизвестной ему техники, целевого её применения, особенностей эксплуатации, возникнут некоторые трудности, но они сравнительно легко преодолимы для специалиста. Глупо поручать специалисту-механику вести приёмку радиотехнической или электронной техники и наоборот. Или специалисту по электронной технике вести приёмку баков ступеней ракет-носителей.
«Ремеслу» военного представителя в военных учебных заведениях не обучали. Читались лекции по стандартизации, основам управления качеством и обеспечения надёжности. Признаться, слушатели не придавали большого значения этим занятиям, ибо не тешили себя надеждой на работу по завершении учёбы в качестве военпреда. Да и сам руководитель дисциплины, в прошлом начальник Военного представительства, неоднократно подчёркивал,что настоящим военным представителем можно стать только на заводе-изготовителе или в конструкторском бюро. Позже мне ни разу не попалось учебное пособие или издание, где бы автор достаточно ясно изложил хотя бы основы подготовки и деятельности военного представителя.
Значимость этой категории представителей Заказчика в обеспечении требуемой надёжности и качества военной техники весьма велика. Понятно, что в самом военном представительстве на местах реализуются основные положения и требования нормативных документов Заказчика в лице центрального органа Министерства обороны с особенностями создаваемой и применяемой техники. Военное представительство всего лишь маленькое звено в общей системе контроля поставляемой на вооружение военной техники.
С началом освоения космического пространства резко возросло число предприятий, участвующих в работах по космической технике, возросло и количество военных представительств. По космической технике на предприятиях были привлечены военные представительства Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО) и некоторых заказывающих управлений других видов Вооружённых Сил. Третье управление ГУРВО, на базе которого в 1965 г. было образовано Центральное управление космических средств Министерства обороны, в период 1961-1964гг. создало целый ряд новых военных представительств и осуществляло руководство ими. Одно из таких военных представительств было на Уфимском приборостроительном заводе Министерства авиационной промышленности в составе: старший военпред – 1, военпред – 2, младший военпред -1, три должности гражданского персонала. На должность младшего военного представителя и прибыл старший инженер-лейтенант, аттестованный академией к присвоению звания «капитан»,Н.М.Письменный.
Вся текущая работа с военными представительствами видов войск или ведомств Министерства обороны (именовались они для краткости и соблюдения режимности–Заказчик) велась офицерами специализированных отделов, за которыми закреплялась тематика опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ или определённая группа приёмок. Куратором нашего представительства был Анатолий Александрович Кин, мой однокурсник по академии. Ему принадлежит большая заслуга моего скорого возвращения из Уфы в Москву. Его дружеская поддержка определила исход перевода.
Итак, с чего начинается Родина? На чём строится вся контрольная функция военного представительства? Прежде всего на знаниях нормативных актов, безусловном выполнении конструкторской документации, строгом соблюдении производственной и технологической дисциплины, умении использовать административный ресурс. Конечно, в этом перечне ещё многого не хватает, чтобы наглядно показать роль и место представителя Заказчика в ходе разработки или изготовления изделия космической тематики. Где можно научиться теоретически управлять подразделениями или в экстремальной ситуации выполнить практически функции военного представителя? Только работая в военном представительстве. Врач-хирург не станет настоящим хирургом, если не будет иметь практики проведения операций сначала на животных, а затем под присмотром более опытного хирурга на людях. Учебное заведение может дать методические рекомендации, общие принципы и подходы к решению задач.
Практика расставляет всё по своим местам. Можно смело утверждать, что 50-60% академических знаний выпускникам на практике не пригодились. Как не знали мы даже разговорного иностранного языка, так и не стали им владеть после выпуска, а многим ли он стал нужен в годы службы? Да и не только иностранный язык. С моим мнением некоторые могут не согласиться. Каких прекрасных офицеров для службы в войсках готовили военные училища! Как только перешли на увеличенный срок обучения с выдачей дипломов о высшем образовании по специальности гражданского ВУЗа, получили полуфабрикат. Офицеры взводного и ротного звена в условиях военных действий на Кавказе не смогли управлять подразделениями или в экстремальной ситуации растерялись, ибо в учебных заведениях больше стали придавать значения теории, а не практике подготовки и ведения боя.
Сколько времени курсанты училищ тех лет проводили в полевых условиях и летом, и зимой. Сколько учений с боевой стрельбой из стрелкового оружия, артиллерийских орудий разного калибра было проведено, невзирая на погодные условия. Нас учили тому, что нужно на войне. Так вот для военного представителя как одного из основных поборников обеспечения качества и надёжности техники знание нормативных актов и неукоснительное выполнение их положений при создании техники – это закон, который он не вправе сам нарушить и позволить нарушить другим.
С увеличением количества запусков ракет-носителей и космических аппаратов, когда стали переходить к постоянно действующим системам, отказы отдельных ракет-носителей или космических аппаратов из-за их ненадёжности уже стали неприемлемыми, а материальные и финансовые потери возросли до сотен миллионов долларов. Возник вопрос о качестве той или иной системы, качестве разработки, где надёжность являлась одним из показателей,зависимых от многих факторов: специализации производства, процесса проектирования, разработки, сборки, испытаний, контроля конечной продукции, применённых материалов и элементов, срока хранения, условий эксплуатации и т.п.
При создании современных сложных изделий недостаточно контролировать качество – нужна система управления качеством для предприятия, для отрасли. Ещё в середине 50-х годов прошлого столетия в СССР была разработана и внедрена система управления качеством – система бездефектного изготовления (БИП), которая исключала разбраковку продукции, предъявляемой ОТК (партионное предъявление), позже появилась система КАНАРСПИ – качество, надёжность, ресурс с первого предъявления, КСУКП – комплексная система управления качеством продукции, позволяющая управлять качеством на всех этапах жизненного цикла изделия: на стадии проектирования и изготовления опытного образца, в серийном производстве, в период хранения и эксплуатации. Большую роль играли на предприятиях группы надёжности, в которых обязательно принимали участие военные представители. Эти группы проводили независимую работу от конструкторских подразделений, выполнявших мероприятия по обеспечению качества изделий. Группы надёжности фактически обеспечивали независимую оценку надёжности изделий, выявление наиболее слабых мест конструкции, оценку качества технических заданий и результатов отработки с точки зрения надёжности, изучение отказов и накопление по ним статистических данных. По мере накопления опыта этой работы стали разрабатываться планы повышения надёжности (ППН), программы обеспечения надёжности (ПОН), комплексные планы обеспечения надёжности (КПОН).
На основании постановления Правительства на предприятиях, в оборонных отраслях промышленности у Заказчика были образованы постоянно действующие комиссии по качеству (ПДКК), которые возглавляли соответствующие руководители. Широкий размах работ в стране по космической технике потребовал усиления работ по стандартизации и унификации. В системе государственных и отраслевых стандартов космическая техника получила самостоятельное направление. Под непосредственным руководством головного министерства и Заказчика выпускались стандарты,охватывающие все стороны космической деятельности, начиная от стандартов по терминам и определениям и кончая вопросами приёма на вооружение и в эксплуатацию. Многие вопросы были настолько сложны и многогранны, что требовали сначала разработки и выпуска отдельных межотраслевых положений. Действующие положения на первом этапе запусков пилотируемых станций и космических аппаратов военного назначения («Положение 3КА»,«Зенит-2», «Зенит-4» и др.) необходимо было заменить межотраслевым положением, которое бы определяло основные требования, которыми должны были руководствоваться Заказчики, отраслевые министерства и ведомства,предприятия промышленности при организации и проведении работ по созданию космической техники.
Конструкторские бюро, научные учреждения, предприятия промышленности, участвующие в создании космической техники, находились далеко не в одинаковых условиях производственной, технологической, испытательной и другой степени готовности к почётной миссии, причастной к космической деятельности. Некоторым предприятиям директивно предписывалось выполнить ту или иную работу, не спрашивая их согласия. Родина требует, изволь выполнить точно и в срок. Другие руководители сами напрашивались, не предполагая, во что обойдётся такая инициатива, хотелось быть причастными к великим свершениям в космосе, да и награды неплохо бы получить.
Институт военных представителей, то есть представителей Заказчика, на предприятиях и должен был выполнить функции независимого контрольного органа на месте непосредственного производства заказанной продукции с требуемыми параметрами и качеством. Его обязанности определял Заказчик соответствующими нормативными документами, права определялись совместными актами руководителей представительства и руководства предприятия, конструкторской и технологической документацией, другими нормативными документами. Коротко, военпред – всегда прав! Как в жизни, кто чаще прав – продавец или покупатель? Ответ однозначный, прав тот, у кого больше прав. Легко рассуждать. Деятельность военного представителя многогранна, никакое положение или инструкция не сможет предусмотреть все аспекты взаимодействия сторон при изготовлении предприятием и принятии представителем Заказчика изделия или проекта. Военный представитель порой попадает в двойственное положение.
Для примера. При приёмке продукции на аккредитованном предприятии он выполняет функции не только своего Заказчика, но и второго Заказчика в лице головного предприятия, на изделии которого будет установлена принятая им аппаратура. В случае обнаружения несоответствия при входном контроле или в ходе испытаний, эксплуатации изделия смежного предприятия перед головным предприятием несут ответственность в равной степени и предприятие-смежник, и военный представитель при нём. Правда, один – материально, другой – административно или морально.
Умение работать военным представителем, его профессионализм познаётся, куётся и приходит с годами. Практика показала, что настоящим военным представителем становится тот, кто пришёл в военное представительство на должность младшего военного представителя, а уволился в запас с должности начальника военного представительства. Мне была предоставлена возможность стать одним из таких, но мне удалось стать только младшим военным представителем – и всего-то на неполных два года. Судьба!!!»
Подробно с воспоминаниями Н.М. Письменного можно ознакомиться на сайте «www.aktubzem.ru», раздел «Публикации», Письменный Н.М. «Сиреневый туман…».