103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Первые рейсы плавучего радиотелеметрического комплекса

01.02.2011

Морской командно-измерительный комплекс - это отряд кораблей (в открытой печати - «научно-исследовательские суда Академии наук СССР»), участвовавший в обеспечении летно-конструкторских испытаний всех типов космических аппаратов и их эксплуатации на орбитах на тех суточных витках, которые проходят над Атлантическим океаном и «невидимы» с наземных измерительных пунктов, обеспечении посадок спускаемых аппаратов и контроля за вторым стартом с промежуточной орбиты к планетам солнечной системы.

Идея создания измерительных пунктов вне территории Советского Союза была высказана впервые академиком С.П.Королевым, когда появилась необходимость контроля за точностью падения головных частей при испытаниях баллистических ракет в акватории Тихого океана и после успешного запуска в 1957 году первого искусственного спутника Земли. Достигнутые результаты запусков первых искусственных спутников Земли подсказали целесообразность использовать большие возможности созданной ракеты Р - 7А для расширения научных исследований космоса и осуществления запуска в космическое пространство человека. Весной 1957 года в ОКБ-1 был организован отдел пилотируемых полетов под руководством М.К.Тихонравова. Подготовка к пилотируемому полету потребовала развития средств управления и создания «Центра по руководству и координации работ комплекса измерительных средств…» (с 1962г. – «Центр КИК ИСЗ и КО»), который был подчинен Главному штабу Ракетных войск и Генеральному штабу ВС СССР. С 1959 года Центр возглавил генерал-майор Карась А.Г., имевший уже опыт руководства космическими частями. Для расширения зоны радиовидимости КИК необходимы были новые научно-измерительные пункты. В 1959 году в связи с намечавшимся запуском первой межпланетной станции в НИИ -4 МО была образована группа научных сотрудников, которой поручили разработать план создания таких измерительных пунктов. Проект развития командно-измерительного комплекса для управления полетом кораблей-спутников, а затем и первыми обитаемыми космическими кораблями серии «Восток», был разработан в НИИ-4 МО под руководством полковника Мозжорина Ю.А. Для обоснования состава радиотелеметрических средств и способов организации измерений в институте в период с июня 1960 по август 1963г. была проведена специальная научно-исследовательская работа «Подготовка плавучего радиотелеметрического комплекса к работе и участие в проведении измерений при запусках космических объектов «Восток», МВ, Е-6, «Зенит». Научным руководителем этой работы был назначен Яковлев Е.В., а ответственным исполнителем – Гришаков В.И.

Все связанные с решением этой задачи многочисленные вопросы ставились впервые. В результате проведенх исследований с участием моряков, баллистиков, специалистов по радиотехническим, траекторным и теле­метрическим измерениям, связистов, представителей других специальностей после рассмотрения многих проектов было обосновано создание измеритель­ных пунктов на океанских судах.

Прошедшие годы полностью подтвердили правильность и предусмотрительность такого решения. Оно оправдалось и с научной, и с экономической точек зрения. К уже существующим наземным измерительным пунктам (ОНИП) добавились измерительные пункты, созданные на судах, которые оказались наилучшим средством для выполнения космических измерений в тех районах Земли, в которых измерения не должны вестись постоянно. Подвижность научно-исследовательских судов, т. е. их способность работать именно там, где это нужно для очередного космического экспери­мента, относится к их наиболее важным и незаменимым свойствам. Воплощением этого решения стало строительство экспедиционного флота для исследования космоса.

Тогда, в 1959 году, на проектирование и строительство специальных научно-исследовательских судов времени не оставалось. Поэтому было решено переоборудо­вать под плавучие измерительные пункты сухогрузные суда торгового флота. В послевоенный период морской торговый флот быстро развивался, возрастал объем перевозок. Современные морские суда были очень нужны. Поэтому выполняя Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 июня 1960г. № 1797 Черноморское пароходство смогло выделить для переоборудования теплоходы «Краснодар» и «Ильичевск», построенные еще до Великой Отечественной войны. Балтийское морское пароходство решило использовать под плавучий измерительный пункт недавно построенный теплоход «Долинск». Эти три судна сняли с перевозки грузов и передали в распоряжение научно-исследовательского института.

Переоборудование судов осуществлялось у причалов морских торговых портов Ленинграда и Одессы. На судах установили радиотелеметрическую аппаратуру. Был взят подвижный автомобильный вариант телеметриче­ской станции. Кузовы станций вместе с размещенной в них аппаратурой снимались с шасси автомобилей, опускались в грузовой трюм и крепились там по-походному. В соседнем трюме размещались бензоэлектрические агрегаты питания.

На верхнем мостике каждого судна были установлены кронштейны для крепления телеметрических ан­тенн, чтобы вести прием научной информации. Аппаратуру единого времени разместили в надстройках рядом с радиорубкой. Отдельные помещения были оборудованы под фотолаборатории. Радиосвязь с наземными службами управления космическим полетом осуществлялась через корабельные радиостанции.

Для обслуживания аппаратуры и проведения запланированных работ для каждого из трех судов сформировали экспедицию в составе 8—10 человек из персонала наземных измерительных пунктов, имеющих опыт работы на телеметрических станциях, и сотрудников научно-исследовательского института. Руководили экспедициями офицеры – специалисты 4 НИИ МО Быструшкин В.В., Фомин В.Г. и Соснин И.А.

В первый рейс теплоходы «Краснодар» и «Ильичевск» вышли из Одессы 1 августа 1960 года. «Долинск» ушел из Ленинграда позже—30 августа, так как его скорость в полтора раза превышала скорости двух других судов.

19 сентября суда прибыли в точки, назначенные для проведения сеансов связи, и присту­пили к тренировкам.

На первых же порах возникли большие трудности в поддержании радиосвязи с наземной службой управ­ления космическим полетом. В отдельные периоды связь полностью нарушалась из-за условий прохождения радиоволн. Пришлось в качестве ретрансляторов исполь­зовать различные радиостанции, в том числе радио­станцию поселка Мирный в Антарктиде.

Наземная телеметрическая аппаратура, установленная на судах, не была предназначена для работы в тропиках, в условиях высокой температуры и влажности. Она часто выходила из строя. Трудно было проявлять без специального оборудования, рассчитанного на условия тропиков, большое количество фотопленки. В процессе тренировок приобретались необходимый опыт и навыки в быстрой выдаче экспресс-информации, вырабатывались рекомендации для последующего более основательного переоборудования судов.

Первый экспедиционный рейс продолжался до ноября. В процессе тренировок была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, однако сеансы связи с реальными объек­тами не состоялись. Все три судна возвратились на Черное море: «Долинск» — в Новороссийск, «Краснодар» и «Ильичевск» — в Одессу.

Второй экспедиционный рейс начался в январе 1961 года. Предстоял запуск первой в мире автоматической межпланетной станции в направлении Венеры. Теплоход «Долинск» вышел в исходную точку недалеко от острова Фернандо-По в Гвинейском заливе, «Красно­дар» и «Ильичевск» расположились по трассе полета космической станции «Венера-1» в районе экватора (3— 7° южной широты).

Работа в океане состоялась 12 февраля. Измерительные пункты приняли телеметрическую информацию с межпланетной станции. Возможность успешной работы измерительных пунктов, расположенных на судах, по космическим объектам была подтверждена на практике.

После успешного проведения сеансов связи с межпланетной станцией суда заходили в африканские порты для пополнения запасов продовольствия и пресной воды, а также для отдыха участников экспедиции.

В это время завершалась подготовка к запуску первого в мире космического корабля с человеком на борту. В Центре управления принимается решение значительно увеличить зону радиовзаимодействия (видимости) летящего космического аппарата с командно-измерительным комплексом, использовать для приема телеметрических сигналов с космического корабля три морских измерительных пункта, располагаемых в Тихом океане, и три морских измерительных пункта в Атлантическом океане. Особенно важно было по­лучить в океане оперативную телеметрическую информацию о времени включения и выключения тормозной двигательной установки и о работе бортовых систем на участке торможения.

Экспедиции на теплоходах «Краснодар», «Ильичевск» и «Долинск» провели работу с беспилотными космическими кораблями серии «Восток», запуск которых предшествовал историческому полету Юрия Алексеевича Гагарина. Во время этих запусков детально проверялись все звенья, участвующие в выведении космических кораблей на орбиту, в управлении их орбитальным полетом и посадке на Землю.

12 апреля 1961 года корабельные измерительные пункты, расположенные на трассе космического полета в Атлантическом и Тихом океанах, успешно приняли телеметрическую информацию о работе бортовых систем космиче­ского корабля «Восток» и научную информацию о жизнедеятельности космонавта. Информация была передана в Центр в установленные сроки. Так впервые в мире был совершен полет человека в космос. Первым космонавтом стал наш соотечественник, майор Гагарин Юрий Алексеевич. В течение 108 минут он облетел на космическом корабле весь Земной шар, полностью выполнил программу полета и благополучно возвратился на родную Землю. С этого памятного дня уже ни один запуск межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей не проводился без участия измерительных пунктов морского командно-измерительного комплекса.

После работы по контролю за полетом космического корабля «Восток» теплоходы «Долинск», «Краснодар», «Ильичевск» возвратились в свои порты. Из этих трех судов наиболее долго плавал в качестве подвижного измерительного пункта «Долинск». Его экспедиционное оборудование между научными рейсами подвергалось модернизации и было для того периода развития космической техники вполне современным.

Главные размерения научно-исследовательского судна «Долинск»: длина 139,4 м, ширина 17,7 м. Водоизмещение при полных корабельных запасах составляет 8800 т, осадка равна 7,0 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 6300 л. с., скорость 15 уз, дальность плавания 16000 миль. Экипаж судна 42 человека, экспедиция 16 человек.

Научно-техническое оснащение судна составляли станции для приема, регистрации и анализа телеметрической и научной информации, аппаратура единого времени, средства дальней радиосвязи для обмена инфор­мацией с Центром управления полетом.

Корабельные измерительные пункты работали напряженно. Часто у них даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить запасы. Поэтому в июне 1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института еще одного судна—танкера «Аксай». Его основная задача состояла в снабжении топливом и пресной водой находя­щихся для проведения сеансов связи в океане корабельных измерительных пунктов.

«Аксай» — теплоход с дизельной установкой мощ­ностью 2900 л. с. Его длина 105,4 м, ширина 14,8 м, полное водоизмещение 5000 т, осадка 5,0 м. Скорость составляла 14 уз, дальность плавания—10000 миль. Экипаж судна 39 человек. На «Аксае» была установлена аппаратура для приема и обработки телеметрической информации и аппаратура единого времени. Ее обслуживала экспедиция в составе 6 человек. Таким образом, попутно со снабжением научно-исследовательских судов водой и топливом «Аксай» мог принимать телеметрическую информацию из космоса.

В первый рейс «Аксай» вышел из Одессы 3 сентября 1962 года. Он прошел через Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан и далее — мимо южной око­нечности Африки в Атлантический океан. Отдав топливо и воду научно-исследовательским судам и проведя серию сеансов связи с космосом, «Аксай» через 3 месяца тем же путем вернулся в Одессу. Рейс был трудным, так как на протяжении всего похода танкер преследовали жестокие штормы.

Эти суда — «Долинск», «Краснодар», «Ильичевск», «Аксай» — несли почти непрерывную вахту в океане до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых и автоматических космических объектов.

  • Памятные даты


  •         |  

    Март 2017


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"