28.09.2022
Патрушев Владимир Семёнович родился 9 февраля 1930 года в деревне Воробьи Советского района Вятской области.
В 1948 году после окончания средней школы с серебряной медалью поступил в Московский энергетический институт, в 1953 году по спецнабору переведен на факультета реактивного вооружения Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф.Э. Дзержинского, которую окончил в 1954 году по специальности − инженер-механик артиллерийских приборов.
С 1954 г. по 1955 г. проходил службу на 4-м Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР (Капустин Яр), с 1955 г. по 1975 г. на 5-м Научно-исследовательском испытательном полигоне Министерства обороны СССР (ныне – космодром Байконур) в должностях: старший инженер-испытатель, начальник группы, заместитель начальника отдела, заместитель начальника, начальник испытательного управления этого полигона.
Принимал непосредственное участие в испытаниях баллистической ракеты средней дальности «Р-5», двухступенчатых МБР «Р-7» и «Р-9», от первого Искусственного спутника Земли и первого пилотируемого космического корабля «Восток» до совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».
С 1975 г. по 1988 г. проходил службу в Главном управлении космических средств Министерства обороны СССР на должностях: заместитель начальника, начальник управления. В.С. Патрушев принимал непосредственное участие в разработке, создании и лётно-конструкторских испытаниях ракетно-космических комплексов военного и двойного назначения, в том числе двухступенчатой ракеты-носителя среднего класса «Зенит-2», в разработке и создании космической программы советской многоразовой транспортной космической системы «Энергия — Буран», а так же занимался разработкой многоразовых авиационных космических систем.
После увольнения из рядов ВС СССР Патрушев В.С. работал в НПО «Молния»,
в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры РКА, участвовал в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в области космической техники, с обеспечением эксплуатации и целевого применения космодромов по подготовке и осуществлению запусков космических аппаратов различного предназначения.
27 декабря 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За заслуги в деле создания и запуска в Советском Союзе первого Искусственного спутника Земли
В.С. Патрушев был награждён Орденом «Знак Почёта». 17 июня 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полёта этого корабля с человеком на борту» В.С. Патрушев был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
Скончался 3 июля 2008 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Легендарный прорыв
В первые мгновенья после получения известия об успешном запуске в Советском Союзе первого в мире Искусственного спутника Земли люди на всех континентах искренне разделяли общую радость грандиозной победы человечества над силами природы. Об этом событии сказано и написано немало, в том числе и ветеранами космодрома Байконур – непосредственными участниками подготовки и осуществления запуска ИСЗ.
В те дни миллионы людей на всей планете увлеченно смотрели в небо, чтобы увидеть необычайную картину: между неподвижных звёзд проносится светящаяся звёздочка, созданная руками человека, которая языком коротких радиосигналов рассказывает о себе. При этом мало кто задумывался, что он видит не спутник, а последнюю ступень ракеты-носителя, подсвеченную Солнцем.
Планета ликовала. Вести из Москвы подтверждали, что космические полёты стали реальностью. Но не все, в этом нужно признаться, осознали тогда всю грандиозность происходящего, какое колоссальное влияние окажут космические полёты на жизнь всего человечества. В октябре 1957 года ещё невозможно было указать в деталях сущность новых явлений, которые будут открыты, но уже нельзя было и сомневаться, что они будут сделаны.
«В этот день, − писал академик А.Н. Несмеянов, − наша Родина подняла флаг новой эры в истории человечества – эры завоевания космоса».
Конкретным работам на космодроме Байконур по подготовке и запуску первого ИСЗ предшествовал ряд событий…. Так, в июне 1948 года в Академии артиллерийских наук состоялся доклад Тихонравова, который приняли далеко не все присутствующие. Некоторые маститые учёные отмахнулись – «фантазиями мы не занимаемся»…. Однако Королёв ему поверил, и в 1954 году, когда работы по созданию МБР вошли в стадию завершения, и на повестку дня встал вопрос организации проведения лётных испытаний, С.П. Королёв вернулся к проблеме создания ИСЗ.
27 мая 1954 года С.П. Королёв обратился к Д.Ф. Устинову с докладной запиской «Об ИСЗ», подготовленной М.К. Тихонравовым. В записке давался обзор работ по ИСЗ за рубежом, сформулирована основополагающая мысль, что «ИСЗ есть неизбежный этап на пути развития ракетной техники, после которого станут возможным межпланетные сообщения», в качестве основного аргумента приводился тезис приоритета в развитии космонавтики.
В августе 1954 года Совет Министров СССР утвердил предложение о проработке научно-теоретических вопросов, связанных с космическим полётом. После успешного пуска МБР началась активная подготовка к запуску ИСЗ. Вот как описывается принятие решения по этому вопросу в книге «Прорыв в космосе» (Очерки об испытателях, специалистах и строителях космодрома Байконур, 1994г.).
Это было на космодроме. На госкомиссии по лётным испытаниям МБР после рассмотрения результатов анализа четвёртого запуска ракеты, успешно состоявшегося 21 августа 1957года, выступил Сергей Павлович Королёв.
− Предлагаю приступить, − сказал он, − к непосредственной подготовке к запуску Искусственного спутника Земли. Имеется в виду использовать вариант простейшего спутника (ПС – 1) и ракету-носитель (РН) «Спутник». Реальность своего предложения он аргументировал техническими возможностями, которые были подтверждены результатами пятого успешного запуска МБР (Л 1-9), проведенного 7 сентября 1957 года. Предлагалось также необходимое время – полтора-два месяца – для реализации проектов. Для многих руководителей предприятий и учреждений такой план действий был большой неожиданностью.
Дело в том, что вначале спутник проектировался как тяжёлый, но потом решили, что нам следует упредить американцев, которые занимались такими же разработками (НАСА официально объявило свою программу ещё в 1955 году). Поэтому предлагалось создание простейшего спутника весом около 80 кг.
Заседание Госкомиссии проходило бурно. Были возражения. Оппоненты приводили свои доводы, возражали в основном против, по их мнению, чересчур сжатых сроков, отводимых на подготовку. Предприятиям предстоял переход на более напряжённый режим работы, а дефицит времени не позволял это обеспечить.
Однако важно и другое: никто из присутствующих не высказывал сомнения в реальности предложений и их выполнимости. Королёв настойчиво и убедительно просил принять его предложения, но на этот раз не удалось достигнуть полного согласия. Судьбу запуска ИСЗ определило второе предложение С.П. Королёва: «Вопрос о приоритете страны по запуску первого в мире ИСЗ предлагается вынести на заседание президиума ЦК КПСС. Пусть там нас рассудят».
Обсуждение вопросов на Госкомиссии продолжилось. Каждый из присутствующих пересматривал свои позиции и возможности. В итоге был найден компромисс. Дело до ЦК КПСС не дошло, да, пожалуй, в то время и не могло дойти. Слишком серьёзные и деловые люди решали вопрос. Никому не хотелось быть крайним. Это ведь невыгодная позиция. Наконец, Госкомиссия приняла решение единогласно и одобрила предложенный план подготовки. Впереди предстояла напряжённая работа для испытателей и специалистов, а также организаторов и подготовки к запуску ИСЗ. В историческом плане данное решение было эпохальным. Цель его – прорыв в космос, положивший начало космической эры.
Следует отметить, что в то время Главные конструкторы – разработчики ракетно-космической техники были засекречены. Любой видеоматериал (фото-, теле-, киносъёмка), в котором «засветились» люди в форме и погонах, был обречён на уничтожение.
Боевые расчёты подготовки составных частей ракетно-космического назначения космодрома в целом были укомплектованы молодыми офицерами – лейтенантами, недавно окончившими военные вузы и получившие опыт лётных испытаний и эксплуатации первой МБР (ныне общеизвестной «семёрки»), а также других ракет более ранней разработки ОКБ-1 С.П. Королёва.
Нами руководили старшие офицеры, в основном участники Великой Отечественной войны, успевшие окончить Военную артиллерийскую академию им. Ф.Э. Дзержинского. В общей массе молодых офицеров заметно выделялись выпускники спецнаборов академии им. Ф.Э. Дзержинского, призванные со старших курсов гражданских вузов и подготовленные с учётом предстоящего создания РВСН, новых структур Войск ПВО и послевоенного нового вооружения.
Я оказался одним из полутора тысяч офицеров спецнабора, прошедших подготовку в артиллерийской академии и получивший годовой опыт работы испытателем на ГЦП в Капустином Яре. В составе боевого расчёта подготовки запуска спутника был контролёром боевого расчёта системы управления ракетой с позывным номером «39». Работа была хлопотная и подвижная, особенно в день заправки и пуска. Требовалось по команде руководителя работ Евгения Ильича Осташева быть в нужное время на рабочем месте, чтобы лично проверить правильность прохождения каждой операции по СУ на борту ракеты и доложить об этом руководителю работ.
В заключение мне хочется сказать, что имена участников подготовки и запуска первого ИСЗ, оставивших свои воспоминания, приведены в книге «Прорыв в космос» под общей редакцией К.Е. Герчика. В воспоминаниях Е.И. Осташева и в одном из выступлений Б.Е. Чертока отмечается, что, когда Вернера фон Брауна спросили, почему, по его мнению, Советы оказались первыми? Он ответил, что в США и среди немецких специалистов не было такого организатора и человека, как Сергей Павлович Королёв.
При подготовке к публикации очерка-воспоминания Патрушева В.С. использовались его воспоминания, помещённые в газете «Красная Звезда» №180 от 4.октября 2007г. и в книге «Прорыв в космос», 1994г