103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

НА ПУТИ В НЕБО

26.10.2015

На одной из мозаик в центре зала станции метро «Маяковская», в ночном небе над Кремлем, скользит красавец - дирижабль. Без моторов и пилотской гондолы. Нет бортовых опознавательных знаков. Серебристый корабль несет течением времени в новый день.
Дирижабль на «Маяковской» напоминает нам о героических делах рабочих, инженеров и пилотов той поры – освоивших нелегкое дело строительства и эксплуатации управляемых аэростатов, технику пилотирования по управлению ими. Он напоминает и о том, что основоположник российской космонавтики К.Э. Циолковский был и подлинным энтузиастом дирижаблестроения.
    Двум из этих «титанов» посвящается материал, подготовленный членом Центрального совета Союза ветеранов Космических войск Скрынником Б.М., родственник которого Скрынник В.И.(на фото) был одним из первых советских аэронавтов.

Дирижабли: «СССР- В6 «Осоавиахим» и «СССР- В7-бис «Челюскинец», напоминают мне о судьбе моего дяди (старшего брата моего отца) пилота – аэронавта Скрынника Владимира Ивановича, выпускника Московской воздухоплавательной школы, которому довелось летать на них пилотом.
    В эти дни мы отмечаем печальный юбилей: 80 лет назад произошла катастрофа В7-бис «Челюскинец». В  составе его экипажа  был мой 25-летний дядя Владимир Скрынник, который тогда и погиб. Место, где покоится его прах, до сих пор не найдено, поэтому полагал бы справедливым вспомнить о событиях того времени в день памяти о нем.
    Мне удалось собрать некоторые, далеко неполные, сведения о событиях тех дней. Корабли В6 и В7-бис построены и выпущены в небо друг за другом, соответственно в конце 1934 и в середине 1935 г.г. Из страниц газеты «Вечерняя Москва» за 1935 год известно, что оба эти корабля участвовали в составе эскадры дирижаблей в траурной процессии в Калуге, на похоронах великого мыслителя, видного теоретика и гениального изобретателя в области воздухоплавания, авиации и ракетного движения К. Э. Циолковского и сбросили на парашюте венок на могилу ученого.
    Дирижабль СССР-В6 «Осоавиахим», по-праву, был лучшим кораблем, построенным на «Дирижаблестрое» под руководством известного итальянского конструктора и воздухоплавателя Умберто Нобиле. Воздушный гигант имел высокие летно-технические характеристики: при объеме 18500 кубических метров и длине 104,5 метров, корабль мог брать на борт до 20 человек, а три двигателя по 270 л.с. разгоняли его до 113 км/ч. С полезной нагрузкой 8500 кг дальность полета достигала 2000 километров. Дирижабль «В-6» был предназначен для транспортного использования. Его первый полет состоялся 5 ноября 1934 г. с экипажем из 16 человек, шеф - командиром корабля был назначен главный конструктор У. Нобиле.
    4 октября 1937 г. советские воздухоплаватели на «СССР В6» установили мировой рекорд продолжительности полета - 130 час 27 мин, - совершив беспосадочный перелет по маршруту Долгопрудный – Новгород – Белозерск – Горький – Ростов – Брянск – Курск – Воронеж – Пенза – Долгопрудный. Этот мировой рекорд был поставлен советскими дирижаблистами спустя всего 15 лет после разрушительной гражданской войны! До начала Космической эры – даты запуска Первого искусственного спутника Земли, оставалось еще 20 лет.
    Конечно же, аэронавтов, в их кожаных регланах и шлемах, подобно нынешним космонавтам, бурно и радостно встречала публика! А к началу 1941 году советские воздухоплаватели установили уже 17 мировых рекордов (из 24-х официально зарегистрированных ФАИ (Международная Авиационная Федерация)! Советское воздушное судно СССР В6 «Осоавиахим» заняло достойное место в мировом дирижаблестроении, встав в один ряд с лучшими образцами германского, английского и американского дирижаблестроения.
    Тем не менее, судьба дирижабля была трагической. 5 февраля 1938 года дирижабль В-6 стартовал из Москвы для спасения членов экспедиции дрейфующей полярной научной станции «Северный полюс-1», во главе с И. Д. Папаниным. Однако, этот полет не завершился успехом. Недалеко от цели корабль, при отсутствии видимости, налетел на гору, которой не было на карте, взорвался и сгорел, при этом погибли 13 членов экипажа.
    С верфи «Дирижаблестроя» 1 мая 1935 года, вслед за «В6», был выпущен в эксплуатацию новый дирижабль, имеющий важное значение в деле укрепления обороноспособности страны «СССР В-7бис «Челюскинец». Кубатура «В7-бис» составляла 9800 кубических метров. Оснащенный двумя бензиновыми двигателями по 120 л.с., он развивал скорость до 120 км/час, поднимая с собой 4000 кг. Управлялся экипажем в составе семи человек.
    В начале октября 1935 года В7-бис вылетел из Москвы в Ленинград для участия в военных учениях ПВО Ленинградского военного округа. Базировался в эллинге около Гатчины. Успешно закончив полеты по плану учений, экипаж был оставлен для участия в учениях Балтийского флота, по ходу которых необходимо было проводить посадку на воду в Финском заливе, высаживать и принимать на борт людей. В очередной полет 23 октября 1935 г. дирижабль ушел в г. Петрозаводск, где успешно произвел посадку на воду в Онежском озере, и после высадки и приема людей вылетел обратно на свою базу.
    На обратный полет запаса топлива не хватило, и за 5 км от базы двигатели остановились.
Анализируя причины полета дирижабля, генерал Умберто Нобиле в своей книге «Мои пять лет на советских дирижаблях» писал: «В течение часа или двух продолжался его свободный полет, что было весьма рискованно, так как стало темно. Пытаясь выполнить ночную посадку, дирижабль налетел на провода электропередачи, загорелся и разрушился, причем один из членов его экипажа погиб».
    Этим членом экипажа был пилот Владимир Скрынник. Все, кто успел выпрыгнуть из гондолы, спаслись. Горящий дирижабль упал вблизи порохового завода на окраине села Никольское Тосненского района Ленинградской области на собачий питомник НКВД, сгорело около ста овчарок.    Детали этого трагического полета сообщил в 1992 году в письме моему отцу бывший командир экипажа «СССР В7-бис», ветеран «Дирижаблестроя», полковник ВВС, первый в России кавалер высшей награды FAI золотой медали Сантос – Дюмона, мастер спорта по парашютизму Устинович Владимир Адольфович. А в 1996 году воспоминания Устиновича В. А. в рубрике «Беседы на воздухоплавательную тему» были опубликованы историком воздухоплавания Павлушенко М. И. в журнале «Воздухоплаватель» №4 за 1996 год.
    Другой очевидец последних минут дрейфа корабля «В7-бис» Тартаковский Дмитрий Федорович (доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, действительный член Метрологической академии) в своих «Записках мальчишки военной поры» (Журнал «Юность» № 5 за 2011 год) писал: «Осенью 1935 г. я впервые увидел дирижабль. Конец дня, закат, небо над лесом, начинавшимся вдалеке на краю торфяного болота, кажется ярко алым. И на фоне этого заката низко над верхушками деревьев, медленно-медленно проплывает серебристый дирижабль. Он казался огромным. А на следующий день в поселке узнали, что дирижабль, оказывается, потерял управление, наткнулся на высоковольтную линию недалеко от поселка и сгорел»
.    Вместе с Дмитрием Федоровичем мы установили, что погибшего пилота ночью привезли в Никольскую больницу - там работала медсестрой мать Тартаковского Д. Ф., и после проведения следственных действий похоронили на церковном кладбище у храма Святителя Николы Чудотворца. Храм в 1937 году был уничтожен, а с осени 1941 года село находилось в немецко-фашистской оккупации, поэтому «бесхозная» могила пилота не могла сохраниться. К сожалению, дальнейшие совместные поиски сведений о Владимире Скрыннике приостановлены: 20 августа 2015 года Д. Ф. Тартаковский, этот умный и отзывчивый человек, ушел из жизни в г. Санкт-Петербурге.
    Память о героических традициях «Дирижаблестроя» хранят потомки его тружеников. В гавани советского дирижаблестроения г. Долгопрудном создан музей, в котором одно из видных мест занимает экспозиция о «Дирижаблестрое» и его людях. Большую организаторскую работу среди населения, студенческой и учащейся молодежи ведут председатель местного Общества краеведов Карпов Н. С., председатель Общества дирижаблистов и членов их семей Новиков Г. К.
    Инженером С. А. Мартыновым на общественных началах открыт сайт «Энциклопедия Долгопрудного», где размещено так много интереснейшего материала - увлекательно изложенного, снабженного множеством воспоминаний, исторических фотографий и видеоматериалов. Усилиями и стараниями активистов при участии Администрации города организованы ежегодные выезды родственников и членов семей погибших героев - дирижаблистов к их мемориалам на Новодевичьем кладбище.
    В наши дни, когда в России возобновилась деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации дирижаблей, опыт советского дирижаблестроения 1930-х - 1940-х гг. может принести огромную пользу, помогая избежать ошибок прошлого и облегчить путь к новым достижениям.
    Член Центрального совета СВКВ  Скрынник Б. М.
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"