01.04.2020
Участник Великой Отечественной войны, выдающийся летчик-испытатель, за время своей лётной деятельности освоивший около 200 типов самолётов и планеров, выполнивший уникальные по своей сложности испытания.
Родился в Москве. После окончания в 1926 году 7 классов средней школы № 3 в Замоскворечье, работал в городе. Учился без отрыва от работы. В 1930 окончил Московскую планерную школу. Продолжая работу в автобусном парке, занимается подготовкой планеристов в Московской планерной школе. В 1931 году окончил Высшую лётно-планерную школу в Коктебеле. С июня 1931 — курсант, с ноября 1931 — командир отряда в ВЛПШ.
20 ноября 1941 года призван в армию и назначен командиром планерной группы, с 22 декабря — командир звена лётно-испытательного отряда Воздушно-десантных войск Калининского фронта. Присвоено воинское звание старший лейтенант. Совершил около 200 боевых вылетов, в том числе в тыл врага.
С апреля 1942 года — командир отряда Опытного испытательного полигона, с ноября — командир звена и отряда отдельной испытательной авиаэскадрильи ВДВ РККА. Проводил испытания десантной техники на Опытно-испытательном полигоне ВДВ РККА в Медвежьих Озёрах.
В ночь на 17 марта 1943 года С. Анохиным и лётчиком А. В. Жилютовым был выполнен единственный[4] за время Великой Отечественной войны взлёт планера с партизанского аэродрома (был произведён взлёт планера Г-11 на коротком тросе за самолётом СБ). За этот полёт С. Анохин получил свою первую награду — орден Красного Знамени.
В июне 1943 года по личному распоряжению члена ГКО Г. М. Маленкова был откомандирован в ЛИИ для проведения испытаний самолёта «302», одного из первых истребителей-перехватчиков с ЖРД (самолёт был испытан лишь в планерном варианте). С сентября 1943 переведён в Москву в опытный лётный отряд, проводил испытания планера А-40, предназначенного для десантирования по воздуху лёгкого танка Т-60 методом буксировки за самолётом (танк с приделанными крыльями).
С 14 октября 1943 года — лётчик-испытатель ЛИИ. 15 мая 1945 года при контрольных испытаниях истребителя Як-3 на прочность произошло разрушение самолёта, Анохин получил тяжёлые ранения и потерял левый глаз. После усиленных тренировок разработал глубинное зрение (зрительное восприятие трёхмерности пространства). Уже в декабре 1945 возвратился к лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1951—1953 годах совместно с С. Амет-Ханом, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым проводил испытания пилотируемого аналога крылатой ракеты КС («Комета»). За проведение этих испытаний С. Н. Анохину было присвоено звание Героя Советского Союза. Он также был удостоен Сталинской премии 2-й степени.
В 1960 году выполнил несколько десятков полётов на летающей лаборатории Ту-104АК, созданной для исследования режима невесомости. 23 мая 1966 года включён в группу кандидатов в космонавты по программе «Союз», командир группы. Прошёл курс подготовки к космическим полётам, в августе 1967 включён в группу кандидатов в космонавты (ЦКБЭМ) по программе Н1—Л3 (высадка на Луну), в 1967-68 проходил подготовку в составе группы. В сентябре 1968 года прекратил подготовку, но остался командиром отряда гражданских космонавтов.
С октября 1973 года — начальник отдела ЦКБЭМ, с марта 1974 года — начальник сектора, с 27 ноября 1978 года — зам. командира отряда космонавтов-испытателей, с марта 1982 года — ведущий инженер в ЦКБЭМ.
Последний раз поднялся в небо в 1983 году в возрасте 73 лет на мотодельтаплане в Коктебеле, на торжествах, посвящённых 60-летию советского планеризма.
Герой Советского Союза полковник С.Н. Анохин умер 15 апреля 1986 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем героя названа улица в городе Жуковском, малая планета. На доме в Москве, где он жил, установлена мемориальная доска.