103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ . .......... 60 ЛЕТ.

12. Зачем? 

 Сейчас, когда Мир отметил 60-летие со дня первого космического полёта человека, нередко задаётся вопрос: а зачем вообще летать в космос? 

 На этот вопрос существует множество ответов. От научного: "Для человека как для биологического вида естественно стремление к расширению ареала обитания и степени свободы". До несколько упрощённого: "Из спортивного интереса. Это единственная, но значимая причина", — заявил Юбер Кюрьен, один из отцов-основателей европейской космической программы. 

 Но если спросить об этом космонавта Сергея Крикалёва, перед тем, как он 30 лет назад отправлялся на комплекс "Мир", то ответ, скорее всего, последовал бы простой: "Летим работать".
Продлённая командировка.
Андрей Тарасов. Центр управления полетом. 1992 год.
Там у них на "Мире" нудное однообразие. Полтора десятка раз за одни сутки происходит смена "дня" и "ночи", Земля большей частью зак­рыта облаками, нет смены Запахов, шума дождя, лесной прохлады.., Так нам представляется жизнь и работа на космической орбите. И если в программе полета вдрут что-то меняется, народ относится к этому вполне спокойно. Жизнь ведь не может застыть на целое полу­годие, как и состояние техники, непрерывно крутящейся в суровом своими повадками космосе.

Мы-то можем относиться спокойно, а вот каково человеку, ко­торый настроился отсидеть в "электронной бочке" над Землей дол­гих полгода, а это сродни долгому рыбацкому рейсу или полярной зи­мовке. И не отсидеть, а отработать.

Сергей Крикалев - бортинженер девятой основной экспедиция на комплексе "Мир" - стартовал 18 мая 1991 года на корабле "Союз ТМ -12" с командиром Анатолием Арцебарским и англичанкой Хелен Шарман, космонавтом-исследователем. Первый этап полета - штатная экспеди­ция посещения со скоротечными и быстро возвращаемыми результатами экспериментов, прием "четырехэтажного" космического сооружения у предшественников - Виктора Афанасьева и Мусы Манарова...

Затем - "штатная рутина", как выражаются Центре управления полетом. А это значит - все больше ремонтно-профилактических работ, оттесняющих науку, потому что бортовая аппаратура вырабатывает ресурс, нуждается в замене, дополнительных проверках, контрольных испыта­ниях.

Начали с замены головной ЭВМ, которую на коленях, привезла Хелен. Потом - загадка с антенной системы сближения "Курс", которая "таинственно" исчезла с причального узла модуля "Квант". А это означало, что к "заднему" причалу комплекса не смогут стыко­ваться грузовые корабли. "Прогресс М-8" чуть не врезался в борт станции, едва успев сманеврировать. Всего семь метров отделяли его от "Мира". Сработала автоматическая система страховки.

А что же произошло с антенной? Было подозрение, что во вре­мя одного из выходов наружу, при работе в той зоне ее зацепил сапо­гом либо краем ранца Муса Манаров. Шутили и по поводу НПО с инопланетянами. Так или иначе, а заняться ее заменой пришлось в пер­вый же выход в открытый космос.

Антенну успешно заменили. Затем - еще серия выходов, для сооружения грандиозной по нынешним меркам ферменной мачты "Софора". Этот эксперимент - прообраз будущего капитального строительства в околоземном космосе, которое рано или поздно, после всех полити­ческих, экономических, финансовых неурядиц обязательно наступит, ибо кроме космоса человечеству просто некуда деваться.

Установленная некогда предшественниками грузовая стрела пе­ренесла из квантовского люка ("Квант-2" - модуль дооснащения) на другой астрофизический "Квант" элементы фундамента, сборочный ста­нок - монтажную платформу, контейнеры с инструментарием и специаль­ными стержнями на 20 клеток-секций. Перевезла стрела и самих мон­тажников. И дело пошло. Фундамент установили и начали: стержень к стержню, наращивать клетки-ячейки. Самое интересное здесь - спо­соб крепления мачтовых стержней. Не сварка, не резьба, а прессов­ка дюралевых ножек. Прессом становится титаново-никелевая муфта с температурной памятью на форму. Не надо громоздкого пневматичес­кого или гидравлического оборудования. Скромный нагреватель-пе­реноска с несколькими лампами греет муфту до 120 градусов, и она, сжимаясь по эффекту памяти, становится маленьким, но свирепым прессом, сцепляющим звенья.

Шаг каретки - и готовая "клетка" поехала вверх, освобождая монтажное место для следующей. Способ и технология, которые могут оказаться заманчивыми и на Земле: для нефтяников, геологов, энер­гетиков - всех, кто нуждается в вышках и трубах. Без кранов и без вертолетов, без сварки и без верхолазов, прямо от земли, как, впро­чем, и от воды или от надводной поверхности, может расти необходи­мая ферма или опора.

Этот космический эксперимент готовили ленинградцы из НИИ ма­тематики и механики ЛГУ, рассчитав по заказу НПО "Энергия" муфты прессовки. Монтажно-нагревательное ламповое устройство "сочинили" в МАИ, пульт управления - в Киевском технологическом институте пи­щевой промышленности. Есть вклад и Киевского инженерно-строитель­ного института, и Ленинградской "Можайки", и ОКБ Грузинского технического университета.

Космонавтам требовалось сделать тысячу "жимов" неподатливы­ми кистями за смену, чтобы нарастить этаж мачты. Кроме испытания технологии сборки у "Софоры" может оказаться и вполне практичес­кое назначение - держать 14-метровой "рукой" выносной двигатель ориентации для более экономных маневров комплекса.

После работы в открытом космосе возвращались в отсек во взмы­ленном нижнем белье, усталые. Вот тут и сообщили из Центра управ­ления, что программа может измениться. Анатолий Арцебарский верне­тся. на Землю, как и запланировано после советско-австрийской экспедиции, а Сергей Крикалев, если согласен, поработает до марта. Еще полгода, долгие полгода, долгие даже в комфортабельной комна­те, с видеомагнитофоном и прочими благами, даже с верандой для све­жего воздуха. А тут...

Сергей согласился. В одном из радио сеансов с бортом я спросил, легко ли он настроился на продолжение полета.

- Взял и настроился,- не особенно рассусоливал Сергей.

- Ко­нечно, трудно, и для здоровья не очень полезно, и вообще есть тут некоторые вещи непонятные... Но перед фирмой встала проблема: уп­лотнить программу, сэкономить корабль... Я должен фирме помочь.

- Ну, а фирма-то... Способна оценить?

- Вернусь - посмотрим.

- Может, и Анатолий хочет остаться на второй срок?

- Я уже говорил нашим, что нехорошо разбивать экипаж, - отозвался командир.

- Тем более, нам и выходы сентябрьские отложили на следующую экспедицию, а мы в этом кое-что понимаем...

Десятая экспедиция ведет счет своим рабочим дням, эксперимен­там и исследованиям. Закончился 1991-й, начался 1992-й, а люди в космосе продолжают трудиться. Сергею Крикалеву не пришлось привыкать к новому командиру. С Александром Волковым они доставили на ор­биту Жан-Лy Кретьена. Правда пришлось перейти из "Озонов" в "Донбассы".

В том полете был у них еще и бортовой врач Валерий Поляков, следивший за годичным полетом Владимира Титова и Мусы Манарова. Сейчас все врачи на Земле, а Крикалев сам себе врач, сам себе борт­инженер. И никакого однообразия. Интереснейшая работа. Приходят и уходят "Прогрессы" радуя подарками с Земли. Дополняются програм­мы. Уплотняется время. Его попросту не хватает. А потому "Донбассы" отказываются порой от выходных.

Примечание редактора:

1. А. Арцебарский и С. Крикалёв - экипаж 9-й основной экспедиции на ОС «Мир», заменили экипаж 8-й основной экспедиции (В. АфанасьевМ. Манаров). Британская космонавтка Шарман провела на станции одну неделю. Её полёт был спонсирован частной британской компанией. Шарман повела на орбите биологические и химические эксперименты, а также серию уроков для английских школ.

Программа девятой основной экспедиции состояла из экспериментов по астрономии, биологии, химии, наблюдению Земли, космической технике, материаловедению и медицине. За шесть выходов в открытый космос космонавты провели вне станции в общей сложности 32 часа 23 минуты.

Сергей Крикалёв пробыл на орбите на шесть месяцев дольше первоначально запланированного срока, так как две последующие миссии на «Мир» были сокращены по финансовым причинам и позволяли заменить на орбите только одного члена основного экипажа. Провиант и расходные материалы доставлялись транспортными кораблями «Прогресс М-8» и «М-9».

Сергей Константинович Крикалёв - Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации, совершил 6 полётов в Космос. 3 февраля 1994 года состоялся первый полет российского космонавта на американском космическом корабле. Это был полет Сергея Крикалева на шатлле «Дискавери». На орбите у шатлла сломалась система вентиляции. У американцев была четкая инструкция: сообщить на Землю о поломке и ждать указаний. Пока в Хьюстоне решали, что делать, скопившийся в воздуховодах конденсат начал замерзать, надо было что-то предпринимать. Крикалeв не хотел вмешиваться. Когда же астронавты спросили: «А как бы ты поступил?», Сергей ответил: «Починил бы». А затем взял — и починил.

Сегодня Сергей Крикалев работает исполнительным директором Госкорпорации «РОСКОСМОС» по пилотируемым космическим программам и является самым знаменитым в мире, после Юрия Алексеевича Гагарина, космонавтом.

2. Статья Андрея Тарасова была опубликована в первом номере журнала "Человек и Космос", учреждённого Российской Федерацией космонавтики и рядом других юридических лиц. Редакцию журнала составили несколько военных и гражданских журналистов.

В первом номере были опубликованы материалы тогдашнего руководителя только что созданного Российского космического агентства Юрия Николаевича Коптева, Генерального конструктора НПО "Энергия" Юрия Павловича Семёнова, Генерального конструктора НПО "Молния" Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, Генерального исполнительного директора ассоциации "Информкосмос" Виктора Петровича Афонова, ряда известных учёных - академиков, доктров и кандидатов наук.

В портфеле редакции были собраны уникальные материалы для следующих номеров.

Но таковые не состоялись - время разрухи и финансовые трудности прекратили существование журнала "Человек и Космос". Его первый номер стал библиографической редкостью. Редакция Интернет-портала, по возможности, будет помещать не утратившие актуальность статьи, подготовленные для публикации в забытом издании. 

  • Памятные даты


  •      

    Апрель 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"