103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ . .......... 60 ЛЕТ.

15.12.2021

ПОЛЁТ КОРАБЛЯ...  НА ЗЕМЛЕ.

Так называется статья, опубликованная  в газете "Московская правда"  1 февраля 1969 года, номер которой сохранился в архиве Артура Михайловича Термосесова, кандидата технических наук, ветерана предприятия НПО ”Энергия”. В газете от имени ТАСС помещена статья инженеров А. Михайлова и Е. Иванова,  рассказывающая о принципах подготовки космического корабля к полёту. 

ПОЛЁТ КОРАБЛЯ … НА ЗЕМЛЕ

В ТАСС приходят письма читателей, интересующихся подробностями подготовки к полёту космических кораблей. Отвечая на эти просьбы, мы публикуем статью инженеров А.Михайлова и Е.Иванова.

Современный пилотируемый космический корабль – это единый гармоничный комплекс, где замечательные достижения техники, сложнейший комплекс разнообразной аппаратуры наиболее рационально сочетается с возможностями и мастерством отлично подготовленных и тренированных космонавтов.

Подготовка корабля начинается задолго до полёта. Сначала длительный комплекс автономных проверок проходят многочисленные приборы и системы корабля. Сам корабль предварительно подвергается динамическим, пневмовакуумным и механическим испытаниям, а затем начинаются электрические проверки корабля. Центральное место занимают так называемые комплексные электрические испытания.

На специально оборудованных испытательных комплексах корабль задолго до полёта много раз как бы репетирует свой космический путь на Земле.Он “выводится ” на орбиту, “маневрирует”, ориентируется”, “идёт на посадку”. Словом, на Земле “проигрывается ” весь полёт. Но, помимо так называемых нормальных режимов полёта, корабль во время испытаний искусственно ставится в такие условия, которые отражают различные незапрограммированные ситуации, имитируют возникновение отдельных неисправностей в системах. Тем самым проверяется “живучесть” корабля.

Готовят корабль к космическому полёту испытатели. Это они, тщательно анализируя программу полёта, работу всех агрегатов корабля, систем и приборов, прослеживая сложные схемы аппаратуры и продумывая всевозможные и, казалось бы, невозможные варианты и неожиданности, разрабатывают программу отработки и испытаний корабля. Испытатели создают и готовят аппаратуру и проводят проверку корабля на всех этапах его подготовки, начиная от завода-изготовителя и кончая стартовой площадкой космодрома. Испытатели дают кораблю путёвку в полёт. Именно по этой причине таких людей выбирают из числа лучших и наиболее квалифицированных, опытных специалистов.

Но как бы ни был хорошо подготовлен к своей почётной и ответственной работе испытатель, ему не обойтись без современных технических средств. Поэтому при конструировании испытательной аппаратуры большое внимание уделяется созданию максимальных удобств работы, обеспечению автоматизации контроля и регистрации результатов испытаний. Все предпринимаемые при создании испытательной аппаратуры меры, в первую очередь, направлены на обеспечение всеобъемлющего и достоверного контроля работоспособности корабля.

Информация, поступающая на центральный пульт, подвергается предварительной обработке в целом ряде логических и измерительных устройств. Высокоточные преобразователи превращают электрические сигналы в показания цифровых табло. Все операции, которые выполняются в процессе испытаний, все проверочные команды, все изменения состояния корабля непрерывно фиксируются специальным автоматическим регистратором. Периодически этот регистратор снимает полную картину состояния всех контролируемых параметров с привязкой ко времени. Таким образом создаётся подробный протокол испытаний, объективно отражающий готовность корабля к полёту. Этот протокол затем становится предметом тщательного изучения, ни одно самое незначительное замечание не остаётся без внимания.


…Испытания закончены, тщательно проанализированы протоколы. Корабль готов к заключительным операциям. Но функции испытательного комплекса на этом не закончены. Вплоть до самого
последнего момента, даже когда ракета с кораблём уже находится в стартовом устройстве и готова к полёту, испытательный комплекс контролирует состояние корабля, следит за действиями космонавта.

… До пуска остались минуты. Космонавт докладывает о готовности к полёту. Оператор  комплекса подаёт на корабль последние команды. Загораются и гаснут транспаранты на его пульте.  Испытательный комплекс оценивает исходное положение корабля, сопоставляет его с заложенной программой, контролирует основные параметры.

Всё в норме. Загорелся транспарант ”Стартовая готовность”. Оператор докладывает на командный пункт: ”На корабле стартовая готовность”. Теперь, только после этого доклада будет нажата кнопка ”Пуск”- и мощная ракета унесёт корабль навстречу подвигу.

Инженер А.Михайлов, инженер Е.Иванов (ТАСС).


Интересное послание из прошлого века! С чего это вдруг статья о нашей работе появилась в московской газете? Кто эти авторы? На нашем предприятии таких инженеров мы не знали. Все эти вопросы мог бы задать человек, не знакомый с историей создания известного универсального контрольно-испытательного комплекса космических кораблей, разработанного в конструкторском бюро С.П. Королёва. Память перебросила меня в семидесятые годы прошлого века.

Всё в этом мире проходит, смещаясь во времени и меняя акценты. То, что раньше казалось обыденным, не стоящим особого внимания, теперь может казаться важным и интересным, а то и исторически ценным. Пытливые люди всегда интересуются не только самой историей вопроса, но мелкими деталями и подробностями. А такие детали либо стёрлись из памяти, либо люди, владеющие ими (увы!) безвозвратно ушли.

Кто, например, помнит или знает подробности выдвижения в своё время универсального испытательного комплекса подготовки космических кораблей 11Н6110 нашей разработки на Государственную премию? Много ли найдётся свидетелей процесса выдвижения и сопутствующих этому действий? Предлагаю читателю вместе со мной перенестись в то время.

Далеко не каждая разработка удостаивается такой чести. При выдвижении работа проходит много инстанций. Первая из них - само предприятие, и лично мне кажется, что эта инстанция самая важная и определяющая, так как всегда требуется чья-то энергичная инициатива с весомыми доказательствами, что именно эта, а не другая работа предприятия достойна выдвижения на столь престижную премию. Далее требуется поддержка министерства, а, значит, чиновников, возможно, особо не заинтересованных в её продвижении. В то же время, если сами чиновники (лучше бы повыше рангом!) заинтересованы продвижением работы дальше, они активно будут действовать, не давая работе пылиться на министерских полках.

Словом, на мой взгляд, это совсем непростое дело выдвинуть узко тематическую работу на премию государственного значения. Сравним, например, такую инициативу с выдвижением эпохальных работ,открывающими, скажем, новые перспективы в освоении космического пространства. В последнем случае никому особо не требуются доказательства, что такой громкий успех, конечно, должен быть достойно отмечен.

Кто же в нашем случае был инициатором самой постановки вопроса о возможном выдвижении комплекса 11Н6110 на Государственную премию? Это не были руководители предприятия. Они не считали такой уж важной эту разработку (это же не “борт” , а “земля, которая на предприятии всегда была на вторых ролях), хотя она была на тот момент вполне современной и, главное, чрезвычайно нужной предприятию.

Принцип централизации на ”борту” и соответственно на “земле” позволил вместо отдельных наземных испытательных средств для каждой бортовой системы, использовать централизованный наземный комплекс, хорошо взаимодействующий с бортовым комплексом.

Принцип выделения универсальной и сменных частей системы позволял не только оперативно при необходимости проводить изменения, но и, главное, легко приспосабливать испытательный комплекс к кораблю новой разработки .

Академик Черток Б.Е. в своём труде “Ракеты и люди” высоко оценил результаты использования комплекса. Корабль ”Союз”, пишет он, “был первым космическим объектом, заводские испытания которого отличались существенно большей глубиной, а процесс диагностики обнаруженных дефектов был облегчён благодаря применению универсального испытательного комплекса 11Н6110. На “Союзах” мы впервые в полной мере оценили преимущества этого нами же разработанного наземного испытательного комплекса”.

Думаю, простит меня читатель, если я немного нескромно приведу слова того же Бориса Евсеевича из дарственной надписи на одной из своих книг:“Дорогому Артуру Михайловичу Термосесову ветерану и соратнику по “наземной” космонавтике, без которой выход в космическое просто невозможен”. Прошу поверить, я цитирую мэтра только и исключительно ради красивых слов о “наземной” космонавтике. Эти слова признанного патриарха советской космической техники дорогого стоят.

Так кто же всё-таки был автором идеи присуждения Госпремии комплексу 11Н6110? Инициативу проявил ЦУКОС Министерства обороны – Центральное Управление Космических Средств. Видимо, им была предельно ясна возможность использования комплекса разработки ОКБ-1 как типового, универсального испытательного средства для подготовки самых различных объектов других предприятий космической отрасли, особенно разрабатываемых в интересах Министерства обороны и сдаваемых на вооружение. 

Вся последующая работа, конечно, делалась в интересах этой концепции, но при этом не забывалась достойная презентация комплекса. Было организовано подробное знакомство с комплексом специалистами предприятий Главного конструктора Д.И. Козлова (г. Самара) и Главного конструктора М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск), комплекс участвовал на выставке новой техники в Москве, Академией им. Можайского (г. Ленинград) совместно с нашими специалистами было написано “Учебное пособие с альбомом электрических схем”, выпускникам академии читался соответствующий курс.

Наконец, было решено через центральную прессу популярно ознакомить общественность с принципами подготовки космических кораблей к пуску. Была написана небольшая статья, которая (вместо ожидаемой публикации в центральных газетах) от имени ТАСС была опубликована 1 февраля 1969 года в газете “Московская правда” за подписями А. Михайлова и Е. Иванова. За этими псевдонимами , как легко видеть, происходящими от отчеств авторов, скрывались Артур Михайлович Термосесов и Евгений Иванович Панченко.

Евгений Иванович - подполковник, инженер ЦУКОСа, – участник пусков Первого искусственного спутника Земли и Первого космонавта, впоследствии – генерал- лейтенант.

Экземпляр того номера газеты счастливо сохранился у меня. Я почти уверен, что вряд ли он ещё у кого-нибудь найдётся, всё-таки прошло более пятидесяти лет. Мне сейчас интересно было прочитать, какими в то время осторожными словами можно было писать в открытой печати на совершенно секретную космическую тему. 

А что же премия? На рассмотрение вопроса о присуждении премии на заседание Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете министров ездил наш многоопытный руководитель академик Черток Борис Евсеевич. Можно не сомневаться в его красноречивой и убедительной аргументации, но … премию тогда присудили авиаторам.

Вот такая интересная история случилась в начале жизни комплекса 11Н610. Он прожил более полувека в различных модификациях, изготовлен более, чем в ста двадцати экземпляров и только в начале 21 века ушёл на заслуженный покой. 

На наш взгляд, Государственная премия вполне заслуженно украшала бы “грудь” комплекса и медаль премии была бы ему очень “к лицу”.

А. Термосесов, сентябрь 2021года. 


  • Памятные даты


  •      

    Апрель 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"