103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

14 августа 2001г. – Указом Президента Российской Федерации Главному испытательному центру испытаний и управления космическими средствами Космических войск присвоено почётное наименование «имени Г.С. Титова»

14.08.2012

А флагман  действовавшего в составе ГИЦ морского командно-измерительного комплекса носил имя Ю.А. Гагарина. Это был один из выдающихся кораблей того времени.

Класс научно-исследовательских судов появился вскоре после запуска в Советском Союзе первого в мире искусственного спутника нашей планеты. И суда космической службы по сравнению с обычными научными судами оказались настоящими гигантами по размерам.

Самый крупный такой корабль был назван в честь первого человека в космосе: «Космонавт Юрий Гагарин». Судно построили спустя 10 лет после знакового события мировой истории. Экспедиционный паротурбоход имел 11 ярусов, водоизмещение 11 тысяч тонн и длину 231,7 метра. На борту работало 348 человек: 212 научных сотрудников и 136 членов экипажа. Среди ученых были физики, астрономы, математики, инженеры. Для них было оборудовано 86 научных лабораторий.

Поскольку корабль предназначался для управления космическими кораблями и изучения верхних слоев атмосферы, то на него установили четыре антенны диаметрами от 12 до 25 метров. Общая площадь параболических антенн превысила 1200 кв. м, а их вес – тысячу тонн. Помимо этих огромных антенн, на судне было смонтировано еще несколько десятков, меньших по размеру.

Корабль-исполин "Космонавт Юрий Гагарин" – это настоящий плавучий космический центр, который в условиях автономного плавания был способен выполнить почти любую задачу по управлению спутниками Земли, космическими кораблями и межпланетными станциями, совершающими полеты к Марсу и Венере. Устойчивая связь с Центром управления полетами могла поддерживаться из любой точки Мирового океана.

Что касается судовых характеристик, то они тоже впечатляли. Паротурбинная установка имела мощность 19 тыс. л. c. и обеспечивала кораблю скорость 17,7 узлов. Топлива при полной загрузке резервуаров хватало на 20 тыс. миль. По запасам провизии судно могло сохранять автономность в течение 130 суток.

Всего с момента постройки и по 1991 год научно-исследовательский корабль выполнил 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. С него управляли полетами искусственных спутников, автоматических межпланетных станций и пилотируемых космических аппаратов.

В 1991 году с распадом Советского Союза судно перешло в ведение Министерства обороны Украины, но по прямому назначению не использовалось. В 1996 году судно продали на металлолом и утилизировали.

Материал предоставлен информационным порталом "О теплоходах"

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"