103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

70 лет назад, 27 марта 1943 г. состоялся испытательный полёт Г.Я. Бахчиванджи на ракетном истребителе БИ-1.

27.03.2013

Превысив скорость 800 км/час, самолёт вошёл в штопор и врезался в землю.

Герой Советского Союза  летчик-испытатель капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич родился 20  февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году Оренбургскую ВАШЛ. Далее на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Проводил испытания разведывательных самолетов – Р-Z-ТК (1939), истребителей Як-1, МиГ-3 (1941), новых авиамоторов в полете.
    С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолете МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.
В середине августа 1941 г. лётчику присваивается воинское звание капитан и он откомандировывается в НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург).
17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванжи награждается первым орденом Ленина. Проводит испытания первого реактивного истребителя БИ-1. 15 мая 1942 г. выполнил первый полет на этом самолёте  с работающим ЖРД (аэродром Кольцово в Свердловске).
     Самолет БИ-1 (Березняк и Исаев) — экспериментальный истребитель-перехватчик с  жидкостным ракетным двигателем. Самолет имел необычно малые размеры: размах крыла 6,48 м, длину 6,4 м и площадь крыла всего 7,0 м². Вооружение: две пушки ШВАК-20 с 90 снарядами и 38 кг бомб. Двигатель Л.С. Душкина и В.А. Штоколова с практически достигнутой к этому времени тягой 1100 кгс.
    Задание летчику на седьмой полет 27 марта 1943 года предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 – 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была объяснена уже позже.
    . Награжден орденами Ленина (дважды) и медалями. 28 апреля 1973 г. Г.Я. Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен на кладбище поселка Кольцово.
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"