103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

19 апреля 1971 года боевым расчётом космодрома "Байконур" осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон» с первой в мире орбитальной станцией «Салют-1».

19.04.2013

В этот же день 1982 года запущена ДОС второго поколения "Салют-7".

Советском Союзе к середине 60-х годов проводились научно-исследовательские работы по созданию пилотируемых станций. Кроме ОКБ-1, в котором предполагалось с помощью сборки на орбите создать станцию, в работу включилось ОКБ-52 под руководством В.Н.Челомея. В этом ОКБ был создан
Эскизный проект ракетно-космической системы, получившей наименование «Алмаз», который был принят в 1967 г, межведомственной комиссией.
    «Алмаз» был задуман как космический наблюдательный пункт с необходимыми условиями для экипажа и хорошим оснащением аппаратурой наблюдения, точной системой ее наведения, способный следить как за лесными пожарами и загрязнением морей и рек, так и за перемещениями военных сил.
Для доставки на станцию экипажа и запасов разрабатывался свой транспортный корабль снабжения (ТКС), рассчитанный на вывод ракетой-носителем  УР500К.     Однако по сложившимся обстоятельствам изготовленные корпуса станции, оснастка, часть аппаратуры и документация были переданы в ЦКБЭМ, где на основе ОПС «Алмаз» с применением систем КК «Союз» в кооперации с филиалом № 1 ЦКБМ менее чем за год была создана долговременная орбитальная станция (ДОС).   ДОС отличалась от «Алмаза» переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка КК «Союз».    В связи с ускорением работ по ДОС для полетов к станции в ЦКБЭМ была спешно разработана транспортная модификация корабля «Союз», имеющая стыковочный агрегат новой конструкции.
    Первая после запуска «Салюта-1» экспедиция на корабле «Союз-10» (запущен 24 апреля 1971 г., экипаж В. Шаталов, А. Елисеев, Н. Рукавишников) оказалась не совсем удачной. «Союз-10» состыковался со станцией 24.04.1971, но из-за повреждения стыковочного агрегата корабля и, несмотря на предпринятые экипажем действия (Шаталов попытался «дожать» корабль с помощью маршевого двигателя), герметичного соединения со станцией не образовалось, поэтому переход на борт станции не был осуществлён.
    Вторая экспедиция окончилась трагично. «Союз-11» (запущен 6 июня 1971 г., экипаж Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев) 7 июня произвёл успешную стыковку с «Салютом» и после проверки герметичности, экипаж перешёл на борт станции. За 22 дня трое членов экипажа, несмотря на некоторые нештатные ситуации, успешно выполнили программу полёта. 30 июня была произведена расстыковка, и после выдачи тормозного импульса экипаж приступил к сведению корабля с орбиты.
    Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля «Союз-11 » в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан для выравнивания давления (срабатывающий в штатном режиме на высоте 4 км) и весь воздух из спускаемого аппарата вытек в вакуум. Аппарат произвел нормальную посадку на раскрывшемся над ним парашюте, но когда к нему прибыли группы поиска и был открыт люк спускаемого аппарата, космонавты были мертвы. Этот трагический эпизод в истории советской программы освоения космоса показал, что все еще существует огромный риск при осуществлении космических полетов. Через 175 суток после запуска Центр управления полетами дал команду на срабатывание тормозных двигателей, станция «Салют-1» вошла в плотные слои атмосферы и, не причинив при посадке никаких неприятностей, упала в Тихий океан.
    Станция "Салют-7" была модифицирована по сравнению со своими предшественницами и была рассчитана на более длительный период эксплуатации. Ее служебные системы были значительно усовершенствованы: повышена мощность системы энергопитания, стыковочный узел стал более прочным, усилена защита иллюминаторов от ударов микрометеоритов, модернизирована система жизнеобеспечения, значительно улучшились бытовые условия космонавтов. Основные же отличия "Салют-7" от "Салют-6" были связаны с новыми возможностями для проведения научных исследований и ремонта бортового оборудования в полете.
    Полет станции продолжался 7 лет 9 месяцев 10 дней. В пилотируемом режиме станция эксплуатировалась более 800 дней. На ее борту работали десять экипажей (21 космонавт), в том числе два международных с участием граждан Франции и Индии. Снабжение станции обеспечили 15 грузовых кораблей "Прогресс". На "Салюте-7" была осуществлена самая длительная по тому времени 237-суточная экспедиция. Дважды в составе экипажа станции работала Светлана Савицкая, которая первой из женщин-космонавтов совершила выход в открытый космос. В общей сложности космонавты 13 раз работали на внешней поверхности станции, а космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьев впервые в мировой космонавтике дважды осуществили межорбитальный перелет с одной станции на другую. Сначала они летали на "Мире". Затем перелетели на "Салют-7", проработали там 50 суток и снова возвратились на "Мир".

По материалам http://ruscosmos.narod.ru
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"