103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

27 ноября 1980 года, 40 лет назад боевым расчётом космодрома «Байконур» осуществлен запуск космического корабля «Союз Т-3», пилотируемого командиром Леонидом Кизимом, бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым.

27.11.2020

Это был первый полет космических кораблей серии «Союз Т» в трехместном варианте.    

На следующий день в 18:54 корабль успешно состыковался со станцией «Салют-6». Весь процесс сближения и стыковки происходил в автоматическом режиме, вмешательство экипажа не потребовалось. Комплекс «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11» начал работать в пилотируемом режиме. Сразу же экипаж запустил несколько научных экспериментов (установки «Сплав» и «Кристалл», эксперимент с выращиванием растения арабидопсис, эксперименты «Голограмма» и «Амплитуда») и приступил к серьезному обследованию систем и агрегатов станции.

С 4 декабря начались ремонтные работы. Экипаж вскрыл электронный блок в системе телеметрических измерений, заменил несколько элементов, собрал его и испытал.  5 декабря О.Г.Макаров и Г.М.Стрекалов отремонтировали систему управления бортовым комплексом станции, заменив неисправный блок коммутации электропитания. В этот же день подключили новый комплект оборудования программно-временного устройства.     6 декабря экипаж заменил преобразователь электропитания компрессоров системы дозаправки объединенной двигательной установки станции и приступил к основной задаче — ремонту системы терморегулирования.

Эта система включает в себя огромное количество трубопроводов, вентиляторов, радиаторов, насосов. Сердце системы — блок гидронасосов — превысил свой ресурс более чем вдвое. В любой момент блок мог отказать — и тогда станция могла бы замерзнуть или перегреться… Было принято решение «врезать» в контур терморегулирования новый гидроблок с четырьмя насосами. Экипаж «Маяков» тщательно отработал технологию ремонта на Земле.     Космонавты вскрыли облицовочную панель в районе старого гидроблока. Макаров обычной ножовкой отпилил часть металлической рамы, чтобы получить доступ к трубопроводу. Опилки пришлось собирать бортовым пылесосом. Затем,  под руководством Кизима, читавшего вслух инструкцию, Макаров укрыл трубопровод в нужном месте прозрачным полиэтиленовым покрывалом с молнией и нарукавниками, чтобы антифриз не попал в атмосферу станции, засунул туда руки и, действуя гаечным ключом, разъединил трубопровод. Стрекалов ему помогал, подавая нужные инструменты. После этого Макаров присоединил к трубам гибкие шланги нового гидроблока. Вылившийся антифриз был собран салфетками.

Таким образом, впервые в условиях невесомости была произведена разгерметизация гидросистемы  и без слива рабочего тела в контур врезан новый агрегат. Проверка системы терморегулирования, проведенная 7 декабря, показала ее нормальное функционирование. 8 декабря все ремонтные работы на борту «Салюта» были завершены и экипаж приступил к консервации станции. Во второй половине дня с помощью двигателей «Прогресса-11» космонавты подняли орбиту станции. 9 декабря они завершили работы с «грузовиком» и в 13:23 провели его отстыковку от комплекса.

10 декабря «Маяки» успешно возвратились на Землю. Их полет завершил испытания нового транспортного корабля «Союз Т» и продлил ресурс станции «Салют-6», что позволило провести еще одну длительную экспедицию.

  • Памятные даты


  •      

    Март 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"