103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

21 июня 1897 года - 120 лет назад родился Кондратюк Юрий Васильевич (Шаргей А. И.) - советский учёный, один из пионеров мировой космонавтики.

21.06.2017

Он вывел основное уравнение движения ракеты, обосновал возможность при полётах к небесным телам вывода космического корабля на орбиту их искусственного спутника.  В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная им в 1916 году траектория была впоследствии названа "трассой Кондратюка".Был изобретателем в области промышленной энергетики и других областях техники.

      Ю́рий Васильевич Кондратюк родился в г. Полтава. Заинтересовался проблемами межпланетных полётов ещё в годы учёбы в гимназии. В 1916 году поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), однако уже 24 мая или в ноябре того же года был призван в русскую армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. В 1917 году окончил школу прапорщиков, отправлен на Кавказский фронт. До демобилизации в марте 1918 года воевал на турецком фронте Первой мировой войны, им звание прапорщика.
        В 1916−1917 годах (в апреле 1917 года закончил работу над первой рукописью по межпланетным путешествиям — рукопись — вариант № 1) подготовил рукопись (она была издана лишь в 1929 году в Новосибирске под названием «О межпланетных путешествиях»), где обосновал возможность преодоления земного притяжения при помощи полёта на многоступенчатом аппарате типа ракеты с реактивным двигателем на жидком кислородно-водородном топливе, управляемом системой гироскопов.
        Оригинальным способом вывел основное уравнение движения ракеты (движение точки с переменной массой). С целью экономии топлива предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске, высказал идею о возможности при полётах к небесным телам выводить космические корабли на орбиту их искусственных спутников. Привёл выведенную собственным методом основную формулу ракетодинамики (формулу Циолковского), и обосновал целесообразность вертикального взлета ракеты в условиях наличия плотной атмосферы, в то время как Циолковский предлагал старт под небольшим углом к горизонту.
        После Октябрьской революции, как офицер царской армии, был дважды насильно мобилизован в Белую армию, но оба раза дезертировал из неё. При последнем побеге лишался всех документов, оставшихся в штабе одной из частей армии генерала А.И. Деникина. Когда Киев был взят войсками РККА, попытался пешком уйти за границу, однако был задержан и возвращён обратно. Опасаясь репрессий за своё офицерское прошлое, с помощью своей мачехи Елены Петровны Гиберман получил документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, уроженца Луцка 1900 года рождения, под именем которого прожил последующую жизнь.
        В 1919 году написал работу «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В этом труде, независимо от К.Э. Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого. Кондратюк предложил: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; при полётах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлётно-посадочный корабль (предложение реализовано агентством NASA в программе «Аполлон»); использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения КА при полете в Солнечной системе («пертурбационный манёвр»).
        В той же работе изучалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, и возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли. Предложил использовать гравитационные маневры, изменяемые сопла, сбрасываемые теплозащитные экраны, индивидуальные ложементы кресел, топливные насосы, гироскопы, шлюзы и скафандры для выхода в открытый космос, шахматное расположение форсунок для лучшего перемешивания кислорода и водорода, малого посадочного аппарата для высадки людей на небесные тела и пр.
        В 1921−1927 годах работал на Южной Украине, Кубани и Северном Кавказе, начиная со смазчика и прицепщика вагонов и заканчивая механиком на элеваторе. Получил 4 патента на изобретения в области элеваторной техники.
        В 1927 году, опасаясь репрессий ОГПУ, переехал в Сибирь, устроился там на работу в Новосибирске на предприятии «Хлебопродукт», где принимал участие в строительстве и усовершенствовании элеваторов (построил элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби — зернохранилище на 13 тысяч т, построенное, из-за дефицита, без единого гвоздя). В то же время неоднократно приезжал в Бийск, где читал лекции по механизации зернохранения.
        В 1929 году наконец вышла работа «Завоевание межпланетных пространств», в которой Кондратюк изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Например, было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (это предложение реализовано в виде транспортных грузовых кораблей «Прогресс»). Также, в книге изучалась проблема тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.
        30 июля 1930 года был вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» арестован по обвинению во вредительстве. 10 мая 1931 года Кондратюка осудили на 3 года лагерей, но Кондратюк был привлечён к работе в образованном в Новосибирске специализированном бюро для заключённых-инженеров № 14 («шарашке») — Проектном бюро № 14 ОГПУ СССР при Кузбасстрое — по проектированию угольных предприятий, где проработал до августа 1932 года.
        1932 года по представлению наркома Г.К. Ордженикидзе досрочно освобождён от ссылки. В 1933 году  посетил наркома Орджоникидзе и затем был направлен на работу в Харьков в Институт промышленной энергетики для разработки технического проекта мощной Крымской ВЭС. С июня 1933 года по январь 1934 года — научный руководитель разработки технического проекта мощной Крым ВЭС в Харькове. С октября 1934 года по февраль 1938 года руководил разработкой рабочего проекта Крым ВЭС. Проект ВЭС Кондратюка мощностью 12000 квт был одобрен Академией наук СССР, и учёного выдвинули на представление к званию доктора технических наук, но после странной гибели Орджоникидзе строительство ВЭС по проекту Кондратюка отменили, учёную степень не дали.
         Кондратюк придумал «звёздные зонтики», один из которых лёг в основу проекта «Старвисп», предполагающего посылку «солнечного парусника» к звёздам. Кроме упомянутой Трассы Кондратюка («улиточной трассы»), этот учёный предложил основное уравнение движения ракеты; схему и описание четырехступенчатой кислородно-водородной ракеты; параболоидальное сопло; снабжать спутники на околоземной орбите при помощиракетно-артиллерийских систем (реализовано как транспортная система «Прогресс»), предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космического корабля («пертурбационный маневр», впервые применённый советской автоматической межпланетной станцией «Луна-3» в 1959 году, когда были получены первые фотографии обратной стороны спутника Земли).
         Кондратюк намеревался использовать солнечную энергию для питания бортовых систем космических аппаратов, размещать на околоземной орбите большие зеркала для освещения поверхности Земли, применять зеркала «для беспроволочного телеграфа» — то есть антенны направленного приема и излучения. Рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, предложил схему вывода космического корабля за пределы земного тяготения по разворачивающейся вокруг земного шара спирали, принятой сегодня всеми космическими агентствами мира; предложил способы стабилизации вращения космического корабля с помощью плавающих поплавковых гироскопов.
         Обоснованная Кондратюком экономическая целесообразность вертикального взлёта с Земли ввиду наличия у планеты плотной атмосферы была применена на практике. Предложил подготавливать космонавтов по специальной программе; использовать шлюз для сообщения с открытым космосом; безопасное расположение членов экипажа космического корабля в индивидуальных формах-ложементах при взлёте космического корабля; предложил идею космического скафандра.
        В июле 1941 года, с началом Великой Отечественной войны пошёл добровольцем в народное ополчение. Участвовал в сооружении линий обороны. Зачислен рядовым телефонистом в роту связи стрелкового полка  Московской дивизии народного ополчения  После выхода из Вяземского окружения в октябре 1941 года служил в роте связи стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии, затем был назначен командиром отделения и помкомвзвода во взводе связи  стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии  49-й Армии Западного фронта.
       Погиб на фронте 25 февраля 1942 года будучи помощником командира взвода. Похоронен у деревни Кривцово в Болховском районе, Орловская область.
       По материалам Интернет-сайтов.

Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"