12.10.2022
"Восход-1" - трёхместный космический корабль. Экипаж состоял из командира корабля Владимира Комарова, научного сотрудника Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова.Во время выведения связь с экипажем поддерживал Юрий Гагарин. Позывной экипажа - "Рубин".
"Восход-1" был создан в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С. П. Королева) под руководством Сергея Королева в 1963-1964 годах на базе космического корабля "Восток".
Космический корабль состоял из сферического спускаемого аппарата, в котором размещались космонавты, и конического приборного отсека, где находились топливные баки и двигательная установка. Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на "Востоках", когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте. Кроме того, в корабле "Восход-1" космонавты для экономии места располагались без скафандров.
Члены экипажа космического корабля были одеты в спортивные костюмы. Их удалось разместить только в индивидуальных креслах "Эльбрус" в очень неудобных позах - лежа на спине с подогнутыми к груди коленями, а сами кресла располагались ступеньками.
Чтобы смягчить удар о Землю при посадке, кресла "Эльбрус" снабжались дополнительными амортизаторами. Кроме того, была разработана система мягкой посадки с двумя куполами основных парашютов и пороховыми двигателями, расположенными на стропах. Для их включения было разработано дистанционное контактное устройство типа щупа. На корабле в верхней части спускаемого аппарата установили дублирующий (пороховой) тормозной двигатель массой 145 килограмм. Корабль "Восход-1" также оснащался дополнительной системой ориентации с ионными датчиками, усовершенствованной радио- и телевизионной аппаратурой.
Из-за того, что экипаж был без скафандров, для поддержания основных параметров микроклимата кабины в пределах, близких к нормальным, использовалась система кондиционирования, обеспечивающая поглощение углекислого газа и влаги, а также выделение необходимого количества кислорода для дыхания экипажа.
Аппаратура автоматического управления полётом и спуском позволяла по заданной программе производить управление бортовыми системами ориентации корабля в пространстве и осуществлять его посадку в заданном районе. Аппаратура ручного управления полётом и спуском позволяла экипажу производить ориентацию корабля в пространстве и осуществлять посадку в выбранном районе. При возвращении на Землю приборный отсек отделялся от корабля и сгорал в плотных слоях атмосферы, а спускаемый аппарат вместе с экипажем и оборудованием возвращался на Землю.
Экипаж корабля "Восход" установил два абсолютных мировых рекорда: максимальной высоты космического полёта (408 километров) и максимальной массы (5320 килограммов), поднятой на такую высоту, и два мировых рекорда: дальность полёта (669784,027 километра) и продолжительность полёта (24 часа 17 минут 03 секунды) в категории многоместных космических кораблей.
В результате полёта "Восхода-1" был испытан новый многоместный пилотируемый космический корабль, проверены работоспособность и взаимодействие в полёте космонавтов-специалистов в различных областях науки и технике, проведены научные физико-технические исследования в условиях космического полёта, продолжено изучение влияния различных факторов космического полёта на человеческий организм и выполнены расширенные медико-биологические исследования в условиях суточного полёта.
Этот полёт положил начало новому этапу в развитии космической техники, в космических исследованиях, поскольку на многоместных кораблях появилась возможность проводить комплексные научно-технические и медико-биологические исследования.
Ввиду высокого риска и концентрации ресурсов на программах "Союз" и лунной, программа "Восход" была свёрнута после двух полётов.
По материалам Интернет-сайтов