103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

8 февраля 1973 года - После окончания лунной ночи автоматический самоходный аппарат "Луноход- 2" вновь приведен в рабочее состояние.

08.02.2023

8 января 1973 года – боевым расчётом 5 НИИП МО (ныне космодром "Байконур" был осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К», которой выведена на траекторию полёта к Луне автоматическая межпланетная станция «Луна-21».

Командно-измерительный комплекс приступил к телеуправлению космическим аппаратом. Согласно программе полёта 13 и 14 января были проведены коррекции окололунной орбиты, и «Луна-21» перешла на эллиптическую орбиту с минимальным удалением от поверхности Луны - 16 км.

16 января 1973года в 01ч 35мин космическим аппаратом «Луна-21» на поверхность Луны в район Моря Ясности была доставлена передвижная научная лаборатория «Луноход-2». Сход с орбиты и мягкая посадка были успешно выполнены с помощью унифицированной посадочной ступени, на которой были установлены вымпелы с изображением Государственного флага СССР, Государственного герба Советского Союза с надписью «50 лет СССР» и барельеф В.И.Ленина.

Место посадки находилось в непосредственной близости от материкового района, представлявшего большой научный интерес. Долгое время поверхность Моря Ясности не исследовалась непосредственно космическими средствами. В декабре 1972г. на его восточной окраине совершил посадку американский аппарат «Аполлон-17». Советский луноход «прилунился» в 180 км к северу от места его посадки. Впервые в практике исследования Луны космическими средствами советский и американский аппараты совершили мягкие посадки в такой близости друг от друга.

Управление «Луной-21» переносится на пункт управления луноходом, где по 30-ти минутной готовности свои рабочие места заняли руководитель и члены группы управления луноходом. Через некоторое время сюда прибыли Г.А. Тюлин и другие руководители.

Первый сеанс связи с луноходом Государственная комиссия поручила расчёту экипажа в составе инженеров-испытателей майора И.Л. Фёдорова (командир экипажа), автора этих строк В.Г. Довганя (водитель лунохода), Н.Я. Козлитина (оператор ОНА), В.Г. Самаля (штурман) и А.Е. Кожевникова (бортинженер).

После контроля состояния бортовых систем лунохода было установлено, что во время полёта вышел из строя датчик местной вертикали, в связи с чем «Луноход-2» лишился навигационной системы. Но опыт экипажа, полученный при управлении «Луноходом-1», позволил второму лунному вездеходу успешно начать свой первый сеанс движения. Оценив с помощью телевизионных камер окружающую местность, в 04 ч 14 мин с пульта водителя была выдана радиокоманда «Вперёд-1”, и «Луноход-2» сначала по трапам сошёл на поверхность Луны, а затем продолжил свой путь. В нескольких метрах впереди на его пути оказался довольно старый кратер диаметром около 15 м. Если раньше, когда «учили ходить» первый луноход, эта естественная преграда вызвала бы жаркую дискуссию, то «Луноход-2» преодолел её, что называется, «с хода» и остановился уже почти в 30 м от посадочной ступени.

Второй сеанс связи осуществлял расчёт в составе майора Н. М. Ерёменко (командир), старших лейтенантов Г.Г. Латыпова (водитель), В.М. Сапранова (оператор ОНА), майоров К.К. Давидовского (штурман) и Л.Я. Мосензова (бортинженер).

Экипаж в сеансах движения управлял луноходом, не имея достоверных телеметрических показаний значений углов крена и дифферента, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь интуиции водителей. К тому же, водитель не мог рассчитывать на срабатывание систем защиты и аварийную остановку лунохода при положении шасси выше расчётно-допустимых углов. «Лунной акробатикой» назвали тогда движение «Лунохода-2» по гребню вала кратера в Море Ясности.

За четыре месяца (пять лунных дней и ночей) с 16 января по 10 мая 1973 г. с «Луноходом-2» было проведено 60 сеансов радиосвязи. Передвигаясь в условиях сложного лунного рельефа, луноход преодолел 37 км. С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на борту вездехода, на Землю были переданы 86 фототелепанорам и более 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности. В 493 точках определялись физико-механические свойства грунта, а в 23 точках был проведен его химический экспресс-анализ. В ходе съёмки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного рельефа, позволившие провести детальное изучение его строения.

Полученная с помощью «Лунохода-2» уникальная научная информация послужила дальнейшему расширению сведений о Луне, Солнце и космическом пространстве.

Автор: участник этого проекта - водитель Лунохода Вячеслав Георгиевич Довгань.
  • Памятные даты


  •      

    Март 2024


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    26 27 28 29 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"