18 мая 1939 года начались лётные испытания первой в мире ракеты Р-3 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем конструкции И.А. Меркулова.
18.05.2020
Это была и первая двуступенчатая ракета, на 1 ступени использовался пороховой ракетный двигатель.
Игорь Алексеевич Меркулов (1913 -1991) принадлежит к замечательной плеяде энтузиастов, которые под руководством С.П. Королева были зачинателями ракетной техники в нашей стране. Он начал работать в этой области с 1932 г. в ГИРД, потом в РНИИ и на заводе "Авиахим". Меркулов одним из первых
предложил использовать ПВРД для увеличения максимальной скорости истребителей с поршневыми авиадвигателями.
В конце 306х годов Меркулов вместе с единомышленниками разработал проект одноступенчатой ракеты с комбинированным воздушно-реактивным двигателем, в камеру которого помещался пороховой заряд для первоначального разгона ракеты. Сначала этот двигатель должен был работать как пороховой, а после выгорания пороха - как прямоточный. Иначе говоря, он - автор первого интегрального ракетно-прямоточного воздушно-реактивного двигателя (РПВРД).
Пока в Управлении военных изобретений рассматривался вопрос об испытаниях такой ракеты с прямоточным двигателем (а рассмотрение это растянулось почти на год), Меркулов с товарищами разработал новую конструкцию. Они решили, что проще сделать ракету с двумя самостоятельными двигателями (пороховым и прямоточным), работающими независимо один от другого, чем с одним комбинированным. Так они пришли к мысли спроектировать двухступенчатую ракету. И это 6 тоже была пионерская идея.
19 мая 1939 г. были проведены официальные испытания предложенной ракеты Р63 с ПВРД Меркулова, которые показали возможность создания такого двигателя, способного развить тягу, превышающую лобовое сопротивление (что в то время считалось совершенно не очевидным) и даже сумму сил лобового сопротивления и веса. Ракета поднялась на высоту более 1800 м. Игорю Алексеевичу было тогда 25 лет.