На сложнейшем пути освоения Космоса, особенно в научно-технологическом решении подготовки и запусков ракет-носителей, случались и трагические события. Участники таких эпизодов навсегда запомнили картины аварий и катастроф, о которых в своё время рассказывать было не принято. Здесь мы помещаем в авторской редакции воспоминания одного из таких свидетелей и опаснейших недоработок в космических технологиях и поведения людей, попавших в критическую ситуацию для жизни.
Термосесов Артур Михайлович. После окончания Московского авиационного института в 1959 году, он до 2012 года работал в НПО “Энергия” – бывшее ОКБ-1 С.П. Королёва. Здесь он вырос до Начальника отдела , стал кандидатом технических наук. В течение ряда лет был в составе Совета директоров и Правления предприятия. Направление работ- универсальная контрольно-испытательная аппаратура космических объектов для электрических проверок на заводе-изготовителе, техническом и стартовом комплексах.
Воспоминания Игоря Ивановича Куринного, участника стратегической операции "Анадырь", в то время офицера-политработника ракетной дивизии. ныне генерал-лейтенанта, Председателя Центрального совета "Союза ветеранов Космических войск" и Президента российского общества "Дружбы с Кубой". см. далее
Вспоминает Ветеран Космических войск Бугаев Вячеслав Тимофеевич
С первой половины 90-х годов у граждан России заметно упал интерес к собственным успехам в освоении космоса. А не так давно мы гордились этими успехами. Правда, тогда у нас на страницах газет, как правило, освещалась лишь парадная сторона космических будней.
Хочу напомнить о трагическом моменте в истории космических полётов. Исполнилось более 40 лет со дня гибели экипажа космического корабля «Союз-11» в составе: Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова, и В.И.Пацаева. см. далее
«К началу 1962 г. и в военно-промышленных организациях созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно- исследовательского испытательного полигона с целью решения двух основных задач:
• испытание и отработка твердотопливных ракетных комплексов;
• испытание и отработка ракетно-космических комплексов с условиями обеспечения вывода космических объектов на полярную и приполярную орбиты, с созданием условий, при которых активный участок траектории не проходил бы над территорией иностранных государств. см. далее
рассказывает один из разработчиков систем корабля Лауреат Государственной премии Главный конструктор систем управления по космической тематике Харьковского ОКБ-692 А.С. Гончар, небольшой отрывок из воспоминаний которого мы помещаем ниже. см. далее
После окончания Военной инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского, служил на космодроме «Плесецк» с 1963 по 1983 год. Прошёл путь от инженера-испытателя до начальника отдела анализа результатов пусков межконтинентальных ракет и ракет-носителей. Участвовал в проведении более 800 пусков и в работах по исследованию причин 96 аварий, в том числе катастрофы 1973 года. см. далее
Из воспоминаний одного из немногих живых сотрудников легендарной ГИРД (группа изучения реактивного движения) Арвида Владимировича Пало «Как создавался и испытывался ракетоплан РП-318-1». см. далее
О программе исследования Луны с помощью передвижной научной лабораторией «Луноход-2» и её практическом осуществлении рассказывает участник этого уникального проекта водитель лунохода ВЯЧЕСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ ДОВГАНЬ. см. далее