103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О запуске «Венеры-5» рассказывает О.Г. Ивановский, соратник С.П. Королёва, потом зам. главного конструктора НПО им. С.А. Лавочкина.

05.01.2012

      (Январь 1969 года. Космодром «Байконур».)    
      «…На технической позиции «Венера-5» ни одного замечания не вызвала. Воистину «тяжело в ученье – легко в бою», тщательно отработали эту станцию в КИСе… По окончании испытаний и всей программы подготовки Госкомиссия обязательно слушала доклады руководителей о готовности ракеты, станции, полигона, командно-измерительного комплекса. Каждый отчитывался за своё. Итоги обычно подводил Главный конструктор – Георгий Николаевич Бабакин… Выслушав заключение Главного, Председатель Госкомиссии генерал Александр Григорьевич Мрыкин в нарушение собственного правила не очень-то расточать похвалы предложил объявить благодарность бригаде испытателей за «чёткую и качественную подготовку изделий». Возражений не было.
     На следующее утро «Венера-5» пошла на старт.
     Погода словно давно ждала это событие: круто переменилась, как будто и не было до этого нескольких солнечных, довольно теплых для января дней, как будто зима решила в полную силу продемонстрировать свой нрав. Мороз махнул под 35 градусов, да еще, чтобы не скучали, с ветерком, метров этак 20 в секунду! А ведь многим работать на этом самом ветерке.
Самой станции, да и ракете легче, им мороз не страшен, была специальная система обеспечения температурного режима. Она или грела, или холодила, когда что было нужно. Только вот для стартовой команды тогда такой системы еще не придумали»…
    (Май 1969 года. Центр дальней космической связи (Евпатория).
    «…При подлете к планете, за два часа до входа в ее атмосферу со станциями «Венера-5» и «Венера-6», были проведены последние припланетные сеансы радиосвязи, а перед входом в атмосферу на расстоянии 37 тысяч и 25 тысяч километров от поверхности были отделены спускаемые аппараты. Со скоростью более 11 километров в секунду они вошли в атмосферу планеты. Это произошло в 9 часов 01 минуту 16 мая и в 9 часов 05 минут 17 мая 1969 года.
    На участке аэродинамического торможения при воздействии перегрузок, достигавших 450 единиц, скорость снижения за короткое время уменьшилась примерно до 200 метров в секунду. После этого автоматически были введены парашютные системы, включились радиопередатчики, и к Земле полетели долгожданные сигналы. Более пятидесяти минут продолжалась передача научной информации.
Измерение давления и температуры атмосферы проводились каждые 40—50 секунд, и постепенно вырисовывалось, что представляет собой атмосфера Венеры. При изменении давления от 0,5 до 27 атмосфер температура возросла с 25 до 320 градусов Цельсия! Больших «издевательств» спускаемые аппараты «Венеры-5» и «Венеры-6» не выдержали. Прием сигналов прекратился. Двум нашим «Венерам» в тот раз дойти «живыми» до поверхности не удалось.
    Тайны Утренней звезды оставались нераскрытыми».
    О.Ивановский. Ракеты и космос в СССР. Записки секретного конструктора. Молодая гвардия, 2005.


Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"