103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

40 лет "Луноходу-2"

16.01.2013

О программе исследования Луны с помощью передвижной научной лабораторией «Луноход-2» и её практическом осуществлении рассказывает участник этого уникального проекта водитель лунохода ВЯЧЕСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ ДОВГАНЬ.

Программа работы «Лунохода-2» была составлена в соответствии с главной комплексной научной задачей совместного изучения изменений основных физико-механических и  химических свойств грунта в зоне перехода «морского» района Луны в «материковый». Для этого на нём были установлены магнитометр СГ-70, астрофотометр АФ-3л (измерения светимости лунного неба), радиометр РВ-2н (регистрация характеристик космического излучения), фотоприёмник «Рубин-1» (эксперименты по лазерной пеленгации), рентгеноспектральный прибор «РИФМА-М» (экспресс-анализ химических свойств реголита), ПРоП (прибор оценки проходимости  по физико-механическим свойствам реголита).
В соответствии с советско-французским соглашением о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства в мирных целях для продолжения экспериментов по лазерной локации Луны также был установлен уголковый отражатель, изготовленный французскими специалистами.
        При подготовке к работе со вторым луноходом потребовалось внести изменения и усовершенствования в различные его системы. В частности, была повышена частота передачи телевизионных изображений курсовых телекамер, что привело к более высокой чёткости принимаемых изображений. При этом одна из них была поднята на кронштейне вверх до 1,5м и вынесена на 0,5м вперёд. Это значительно улучшило обзор впереди лежащей местности.
    В указанных работах и осуществлении доставки «Лунохода-2» на поверхность Луны самое активное участие принимал экипаж «Лунохода-1», о составе и работе которого рассказывалось ранее.  
        Экипаж предложил применить специальный режим работы двигателя колёс при поворотах  на ходу – первый луноход разворачивался только на месте. Сделаны были изменения и в системе управления остронаправленной антенны лунохода: наведение антенны на Землю значительно упростилось.
        К тому же, водитель по желанию мог осмотреть местность и как бы «присев», и выпрямившись во весь рост. Так что зрение экипажа стало острей, кроме того, раньше «картинка» местности была довольно статичной, т.к. один кадр менялся другим через двадцать секунд. Теперь появилась возможность сделать её более динамичной: менять кадры с частотой от  3 до 20 секунд.
       Реализация этих усовершенствований повысила требования к обработке принимаемой информации, более оперативного её анализа оператором ОНА, бортинженером и штурманом, к  взаимопониманию звена «водитель - командир», предоставив большую  самостоятельность водителю, а также принятия ими оптимального предложения и доклада командиру.
          Председателем Государственной комиссии по доставке на поверхность Луны второй передвижной научной лаборатории был генерал-лейтенант Г.А. Тюлин,  техническим руководителем – С.С. Крюков, а его заместителями – А.Л. Кемурджиан и О.Г. Ивановский. Руководителем ГОГУ утвердили полковника Н.Г. Лана, его заместителем полковника А.П. Романова, а техническим руководителем П. С. Сологуба.  
    На этапе перелёта группу управления возглавляли  В.Н. Сморкалов и подполковник А.П. Попов. В её состав входили  Ю.В. Андреев, Г.И. Богатырёв, Ю.М. Дуга, Л.А. Звягинцева, А.И. Кочеихин, В.Н. Львова и Л.М. Шатинская, В.Г. Довгань, Н.М. Ерёменко, Ю.Д. Журавлёв, С.В.Кирюшкин, Н.Я.Козлитин, Г.Г.Латыпов,  М.Л.Лев и И.Л.Фёдоров.
    В группу анализа, которую  возглавляли А.В. Кантор и майор А.Ю.  Дихтярук, вошли офицеры А.П. Гончаров, К.К. Давидовский, В.Г. Самаль и В.М. Сапранов.
        Таким образом, на этот же раз с самого начала полёта «Луны-21» экипаж участвовал в его управлении. «Луноходцы» хорошо разбирались во всех текущих ситуациях на борту ЛКА. А бортинженеры А. Кожевников и Л. Мосензов вылетели на космодром Байконур, чтобы принять участие в подготовке «Лунохода-2» к перелёту.
     8 января 1973 г. – боевым расчётом космодрома Байконур осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К», которой выведена на траекторию полёта к Луне автоматическая межпланетная станция «Луна-21».
    Командно-измерительный комплекс приступил к телеуправлению космическим аппаратом. В акватории Тихого и Атлантического океанов были выведены отдельные плавучие измерительные комплексы. Их экспедиции принимали телеметрическую информацию на этапах выведения и полёта ракеты-носителя.     Согласно программе полёта 13 и 14 января были проведены коррекции окололунной орбиты, и «Луна-21» перешла на эллиптическую орбиту с минимальным удалением от поверхности Луны 16км.
    16 января 1973г. в 01ч 35мин  космическим аппаратом «Луна-21» на поверхность Луны в район Моря Ясности была доставлена передвижная научная лаборатория «Луноход-2». Сход с орбиты и мягкая посадка  были успешно выполнены  с помощью унифицированной посадочной ступени, на которой были установлены вымпелы  с изображением Государственного флага СССР, Государственного герба  Советского Союза с  надписью «50 лет СССР» и барельеф В.И.Ленина.
Место посадки находилось в непосредственной близости от материкового района, представлявшего большой научный интерес. Долгое время поверхность Моря Ясности не исследовалась непосредственно космическими средствами. В декабре 1972г. на его восточной окраине совершил посадку  американский аппарат «Аполлон-17». Советский луноход «прилунился» в 180 км к северу от места его посадки. Впервые в практике исследования Луны космическими средствами советский и американский аппараты совершили мягкие посадки в  такой близости друг от друга.
     Управление «Луной-21» переносится на пункт управления луноходом, где по 30-ти минутной готовности свои рабочие места заняли  руководитель и члены группы управления луноходом. Через некоторое время сюда прибыли Г.А. Тюлин и другие руководители.
     Первый сеанс связи с луноходом Государственная комиссия поручила  расчёту экипажа в составе инженеров-испытателей майора И.Л. Фёдорова (командир экипажа), автора этих строк В.Г. Довганя (водитель лунохода), Н.Я. Козлитина (оператор ОНА), В.Г. Самаля (штурман) и А.Е. Кожевникова (бортинженер).
После контроля состояния бортовых систем лунохода было установлено, что во время полёта вышел из строя датчик местной вертикали, в связи с чем «Луноход-2» лишился навигационной системы.  Но опыт экипажа, полученный при управлении  «Луноходом-1», позволил второму лунному вездеходу успешно начать свой первый сеанс движения. Оценив с помощью телевизионных камер окружающую местность, в 04 ч 14 мин с пульта водителя была выдана радиокоманда «Вперёд-1”, и  «Луноход-2» сначала по трапам сошёл на поверхность Луны, а затем продолжил свой путь. В нескольких метрах впереди на его пути оказался довольно старый кратер диаметром около 15 м. Если раньше, когда «учили ходить» первый луноход, эта естественная преграда вызвала бы жаркую дискуссию, то «Луноход-2» преодолел её, что называется,  «с хода» и остановился уже  почти в 30 м от посадочной ступени.
Второй сеанс связи осуществлял расчёт в составе майора Н. М. Ерёменко (командир), старших лейтенантов Г.Г. Латыпова (водитель), В.М. Сапранова (оператор ОНА), майоров К.К. Давидовского (штурман) и Л.Я. Мосензова (бортинженер).
       Экипаж в сеансах движения управлял луноходом, не имея достоверных телеметрических показаний значений углов крена и дифферента, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь интуиции водителей. К тому же, водитель не мог рассчитывать на срабатывание систем защиты и аварийную остановку лунохода при положении шасси выше расчётно-допустимых углов. «Лунной акробатикой»  назвали тогда движение  «Лунохода-2» по гребню вала кратера в Море Ясности.
       За четыре месяца (пять лунных дней и ночей) с 16 января  по 10 мая 1973 г. с «Луноходом-2» было проведено 60 сеансов радиосвязи. Передвигаясь в условиях сложного лунного рельефа, луноход преодолел 37 км. С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на борту вездехода, на Землю были переданы 86 фототелепанорам и более 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности. В 493 точках определялись физико-механические свойства грунта, а в 23 точках был проведен его химический экспресс-анализ. В ходе съёмки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного  рельефа, позволившие провести детальное изучение его строения.
        Полученная с помощью «Лунохода-2» уникальная научная информация послужила дальнейшему расширению сведений о Луне, Солнце и космическом пространстве.
        
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"