103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О первом пуске транспортного корабля снабжения в рамках многоцелевой программы «Алмаз»

17.07.2013

рассказывает один из разработчиков систем корабля Лауреат Государственной премии  Главный конструктор систем управления по космической тематике Харьковского ОКБ-692  А.С. Гончар, небольшой отрывок из воспоминаний которого мы помещаем ниже.

«В первых числах июля  последние испытания корабля на технической позиции были закончены. Состоялась последняя торжественная оперативка. Объем электроиспытаний на технической позиции был самым полным: были проиграны все возможные переходы между отдельными режимами, проверены запреты на недозволенные переходы, введены основные типы полетных заданий  по командной радиолинии. Все результаты были четко зафиксированы - это были оправдательные документы на тот случай, если в полете произойдет отказ. Кроме того, в полете не допускалось ничего отличающегося от того, что многократно проверялось на земле в процессе испытаний. На стартовой позиции предстояло провести  ограниченное количество испытаний и это  отличалось от того, что наша организация привыкла выполнять на старте при пусках баллистических ракет. Там объем проверок на старте был наиболее полным, во всяком случае, большим, чем на технической позиции. На технической позиции корабль был пристыкован к ракете-носителю и состоялся торжественный вывоз ее на старт. Это незабываемое зрелище: громадная ракета на установщике медленно движется по открытой степи в сопровождении многих сотен своих создателей. Можно часами любоваться ракетой и мечтать о все новых и новых полетах. Наконец ракета с кораблем установлена в вертикальном положении и в лучах прожекторов она ярко сияет, гордо вздымаясь к небу, к звездам.
    Испытания на стартовой позиции прошли без заметных осложнений, и старт был назначен на 17 июля. 2-3 дня для нас оказались свободными - шла подготовка заправочных средств стартовой позиции, и вся наша команда имела возможность выспаться после долгих бессонных ночей. Но стоящая на старте ракета как  магнитом притягивала каждого из нас, оставаться в гостинице не было сил. Дни стояли жаркие, температура днем колебалась в районе 40 градусов, ночью опускалась до 25-30° и то к утру. В гостинице не во всех номерах были кондиционеры, и людям приходилось непрерывно охлаждаться под душем или укрываться мокрой простынею. Донимали и комары, водившиеся в изобилии в камышовых зарослях рядом с жилой площадкой. Металлические сетки на окнах не всегда спасали от ночных нападений этих насекомых - хватало малейшей щели, чтобы они проникли в комнаты, и достаточно было проникнуть одному, как его нудный писк не давал уснуть. В этом случае зажигался свет, и начиналась "охота" со свернутой газетой в руке. Стены в комнатах были "украшены" во многих местах следами удачной охоты...
    Заседание Государственной комиссии проходило, как всегда, под председательством генерала Керимова. Главные конструкторы доложили о готовности своих систем, полигон доложил о готовности служб, измерительных пунктов, кораблей ТОГЭ. Подписаны соответствующие документы, определены места нахождения участников пуска, высшему руководству на смотровой площадке. На смотровую площадку утром уехали Сергеев,  Айзенберг и Цыпкин. Это самое удобное место для наблюдения снабжено стереотрубами и биноклями, а громкая связь позволяет следить за ходом подготовки и полетом. Утром 17 июля все заняли свои места. В пусковом бункере началась обычная предстартовая работа, ракета была заправлена ночью, сейчас можно было видеть только легкие желтые облака компонентов из дренажных клапанов - шел набор готовности ракеты-носителя, корабль был готов к пуску. Бежали неотвратимо минуты, объявлена часовая готовность, затем полчаса, десять, пять минут, обычные команды: "Протяжка!", "Предварительная!", "Главная!" и ракета в дыму и пыли, под грохот мощных двигателей, вырывается из объятий Земли и устремляется в космос. Идет отсчет секунд полета, и слышим спокойный голос диктора: "Полет нормальный. Давление устойчивое". Затем разделение ступеней и, наконец, отделение корабля от носителя. Пришел наш черед! Четкие доклады телеметристов: "Начался режим демпфирования! Раскрылись солнечные батареи!" и вот первая связка закончена! Корабль на орбите! Все вскакивают, поздравления, рукопожатия. Наконец мы выходим из подземелья, по-новому сияет яркое солнце Казахстана! Громадная гора свалилась с плеч, но впереди предстояли новые испытания. О первом запуске транспортного корабля снабжения ТАСС заявил скромно, что это очередной спутник серии "Космос" и присвоил ему N 929…
    Полет первого ТКС продолжался 201 день практически без замечаний. Аппаратура и агрегаты корабля могли работать и больше, но горючее было израсходовано. Когда его запас остался только на торможение, было принято печальное решение на его спуск с орбиты и потопление в пустынном месте океана, что и было выполнено при общем вздохе сожаления - столько труда и энергии было вложено в его создание.
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"