103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О ТРАГИЧЕСККОЙ СТРАНИЦЕ В ИСТОРИИ КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА

02.12.2015

Вспоминает Ветеран Космических войск Бугаев  Вячеслав  Тимофеевич

    С первой половины 90-х годов у граждан России заметно упал интерес к собственным успехам в освоении космоса. А не так давно мы гордились этими успехами. Правда, тогда у нас на страницах газет, как правило, освещалась лишь парадная сторона космических будней.
     Хочу напомнить о трагическом моменте в истории космических полётов.  Исполнилось более 40 лет со дня гибели экипажа космического корабля «Союз-11» в составе: Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова, и В.И.Пацаева.

     Мне приходилось принимать участие в обеспечении не одного десятка космических экспериментов, как с необитаемыми, так и с пилотируемыми космическими аппаратами. Многое уже стёрлось в памяти, но незабываемым остался космический полёт «Союза-11».
     Весной 1971 года нам, сотрудникам Службы космических исследований Академии наук СССР,  предстояло выйти в первый рейс на научно-исследовательском судне (НИС) «Академик Сергей Королёв» (АСК). Начальником экспедиции был назначен И.Н.Поздняков.
     17 марта мы покинули причал порта Одессы и взяли курс на Кубу. В конце марта прибыли в Гавану. В советской печати сообщалось о том, что нам предстоит работа по пилотируемым космическим аппаратам серии «Союз» в Северной Атлантике. Мы тщательно готовились к предстоящей работе, не забывая при этом и отдыхать в кубинских портах. Подробностей о первых проведённых нами работах, к сожалению, не помню. Но достоверно могу сказать, что до конца мая 1971 года мы приняли участие в обеспечении полёта космического корабля «Союз-10».
     Примерно за неделю до старта космического корабля «Союз-11» мы зашли в канадский порт Галифакс. 1-го июня 1971 года в местной канадской газете появился снимок нашего судна «Академик С.Королёв». Как раз в этот день Георгий Добровольский, командир экипажа готовящегося к старту космического корабля «Союз-11», за пять суток до своего первого космического полёта отмечал последний в своей жизни день рождения.
     Незадолго до старта «Союза-11» была выведена космическая научная станция «Салют», намечалась стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют».
     Приблизительно за сутки до старта «Союза-11» «Академик С.Королёв» бросил все три якоря на Ньюфаундлендской банке, в нашей рабочей точке, неподалёку от острова Сейбл. Нам предстояло измерять параметры орбиты пилотируемого космического корабля, принимать с него телеметрическую информацию, передавать на борт корабля необходимые команды (в том числе и на коррекцию орбиты), обеспечивать связь космонавтов с Центром управления полётами (ЦУП).
     Траекторную и телеметрическую информацию мы должны были передавать в ЦУП в темпе приёма.
     Старт космического корабля «Союз-11» с тремя космонавтами на борту состоялся 6 июня 1971 года. Хорошо помню его космический позывной – «Янтарь» (у ЦУП постоянный позывной – «Заря»).
     В экспедиции чувствовался эмоциональный подъём: нам первым предстояло участвовать в испытании космического комплекса – орбитальной станции «Салют» и транспортного корабля «Союз-11».
     На вторые сутки полёта, 7 июня 1971 года, командир корабля Г.Добровольский причалил космический корабль «Союз-11» к станции «Салют». Произведя стыковку, космонавты перешли в помещение станции – спутника Земли. Начался полёт, в котором была поставлена задача, превысить прежний мировой рекорд длительности пребывания человека в космосе, принадлежавший Андриану Николаеву (18 суток).
     Это было началом нового этапа в исследовании Вселенной – этапа обитаемых долговременных станций, космических «баз», с создания которых К.Э.Циолковский предполагал начать завоевание околосолнечного пространства.
     Космонавт Г.Добровольский, В.Волков и В.Пацаев стали первыми людьми, поселившимися в «космическом доме». Помню, как с нашего судна поздравляли с днём рождения космонавта Виктора Пацаева (19 июня, за одиннадцать дней до его гибели). А потом, когда пошли 19-е сутки полёта, «Янтарей» поздравили с новым рекордом длительности пребывания человека в космосе.
     Всё шло по плану. Интенсивная работа была и на борту космического комплекса и у нас, в лабораториях НИС «Академик Сергей Королёв». Космонавты испытали все системы станции «Салют», провели важные научно-технические и медико-биологические исследования, выполнили навигационные и астрономические эксперименты, возможные только за пределами атмосферы.
     Коллективы экспедиции и экипажа трудились круглосуточно, не жалея сил. Смешались понятия «день» и «ночь». Люди буквально валились с ног от постоянного недосыпания, проводя по 5 – 7 витков каждые сутки. В минуты короткого отдыха их не могли разбудить даже слишком частые и громкие гудки судна, подаваемые в целях безопасности в непроглядном густом тумане.
     На последнем «витке» с нашего судна «Янтарям» пожелали мягкой посадки. Сотрудники экспедиции и экипажа облегчённо и удовлетворённо вздохнули, почувствовав, как с их плеч свалился груз. Всё было сделано как надо. В успешном выполнении программы полёта была и наша заслуга.
     Как всегда, ожидали из ЦУПа оценку экспедиции по завершающемуся витку. Почти всегда эта оценка была у нас отличной. Особенно хвалил нас ЦУП за точность траекторных измерений. Они были эталоном даже для наземных стационарных измерительных пунктов. В этом была главная заслуга технического руководителя измерительного комплекса судна, молодого талантливого инженера Ю.А.Ганивцева, «выжимавшего» из нашей отечественной аппаратуры всё, на что она была способна.
        И вот на очередной запрос с судна об оценке, впервые за 24-ро суток из ЦУПа нам ответили: Подождите! Сейчас не до Вас! Через некоторое время нам сообщили, что при спуске произошла разгерметизация спускаемого отсека космического корабля, в нём резко упало давление, что привело к практически мгновенной смерти трёх космонавтов – Г.Добровольского, В,Волкова и В.Пацаева. Поисковая группа после открытия люка обнаружила неподвижно сидящих в своих рабочих креслах космонавтов.
     Нам не хотелось верить в случившееся. Теперь, в наши дни, мы уже привыкли к частым сообщениям о гибели довольно известных людей. А тогда каждый из нас переживал гибель космонавтов как своё, личное горе. Там, в океане, была ещё глубокая ночь, а в Москве уже наступало утро. В шесть часов по московскому времени из сообщения ТАСС весь мир узнал о гибели советских космонавтов. Но нам по-прежнему в это не верилось.
     Нас с космонавтами связывали не только космические будни. Казалось, что ещё вчера Владислав Волков ходил по лабораториям нашего судна, когда он вместе с Валерием Быковским и Ниной Ивановной Королёвой, вдовой прославленного конструктора С.П.Королёва, прибыл на Николаевский кораблестроительный завод для участия в торжественной церемонии передачи судна «Академик Сергей Королёв» Черноморскому пароходству. Было это 26 декабря 1970 года. Сохранился снимок в газете «Южная правда» г.Николаева с автографами В.Волкова и его спутников, на фотографии НИС «Академик С.Королёв» (газета вышла 27.12.1970г.).
     После трагического полёта «Союза-11» в самом конце июня 1971 года мы покинули рабочую точку. Зайдя на короткое время в порт Галифакс, мы взяли курс на Кубу. Какое-то время все мы были буквально подавлены случившейся трагедией. На переходе Галифакс – Гавана наш корабельный комплекс спутниковой связи принимал телевизионную передачу из Москвы. Мы смотрели прямую трансляцию похорон космонавтов на Красной площади. Это были траурные, скорбные минуты не только для нас, но и для всей Великой Страны.
     Заход в гостеприимный порт Гавану не принёс нам на этот раз той радости, которую мы испытывали раньше, предвкушая отдых на экзотических пляжах и в экскурсиях по достопримечательным местам кубинской столицы.
     Шок от этого трагического полёта был настолько ощутим, что у нас на долгое время были отложены пилотируемые космические полёты. Велись существенные доработки транспортного корабля «Союз», в том числе и системы безопасности экипажа при спуске с орбиты.
     Полёты «Союзов», теперь уже с двумя космонавтами на борту, возобновились лишь осенью 1973 года. Мои личные переживания, связанные с гибелью экипажа «Союза-11», во время пребывания в Гаване в первой половине июля 1971 года, вылились в стихотворные строки, которые я привожу ниже.

                                          Холодным мартом проводила нас Одесса,
                                          А Куба встретила тропическим дождём.
                                          О нашем рейсе сообщила пресса
                                          И что на Север мы (в Атлантику) пойдём.
               Пять суток хода к берегам Канады.
               Прощай, Гавана! Не забыть нам тёплых встреч!
               Мы спешим, торопимся и надо
               Нам тропик Северный к рассвету пересечь.
                                           И вот мы в точке, день и ночь в работе,
                                          Сверяем даты по количеству «витков»,
                                          В который раз уж в длительном полёте
                                          «Союз» над нами и на связи «Королёв».
                Хоть и назойливы гудки в тумане.
                 Мы к ним привыкли, даже спим, не видя снов.
                 Но мы ведь здесь на вахте, в океане,
                 И вот «Янтарь» уже докладывает вновь:
                                          «Заря!» Всё в норме на борту. Порядок!
                                          Готовность к спуску проверяется сейчас».
                                          Мы понимаем, труд ребят не сладок
                                          И что теперь им там конечно, не до нас.
                 Судьбы дорога! Не всегда ты гладка.
                  И вот пошли катастрофически дела:
                  Никто не ждал жестокой неполадки,
                  Но приземлились бездыханные тела.
                      Финал трагичный уж бывал, порою.
                                          Ведь и для нас непредсказуема беда.
                                          Но в этот раз погибли сразу трое –
                                          Такого раньше не случалось никогда.
                    В реальность эту нам поверить трудно.
                    Таской и болью отозвалось сердце вдруг,
                    А утром точку покидает судно,
                    И мы берём от Галифакса курс на Юг.
                                            Звучит в тумане наш гудок прощальный.
                                           Пять суток хода до Гаваны – впереди.
                                           А вот и порт.    Но в суете причальной
                                           Мы прежней радости не чувствуем в груди.
                     Ведь Добровольский, Волков и Пацаев
                    Остались в памяти, волнуют душу вновь
                    Их имена пусть светом звёзд мерцают,
                    Живут в названиях «космических судов»!

          Прошли годы после того трагического полёта. Родина не забыла подвиг отважных покорителей космоса. Их именами названы астероиды в созвездии Льва, улицы и школы во многих городах страны, научно-исследовательские суда Академии Наук СССР, которые более 15-ти лет несли свою космическую вахту в различных широтах Мирового океана.
     К сожалению, с «развалом» Советского государства стал «разваливаться» и его космический флот. Участь быть разобранными на металлолом постигла не только уникальные «космические» суда: «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Владимир Комаров», но и их «младших братьев»: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский». Лишь одно судно «Космонавт Виктор Пацаев», сохранилось в том виде и качестве, в котором оно вошло в состав космической флотилии СССР. Оно пришвартовано к стенке Музея мирового океана, на Набережной Петра Великого, в г.Калининграде и изредка привлекается к работам по обеспечению полёта Международной космической станции, не выходя в море. В нескольких помещениях судна заботливыми руками замечательных женщин: директора Музея мирового океана Сивковой С.Г. и её заместителя – Хабидовой И.С. в нескольких помещениях судна открыта выставка по космической тематике. Так живой экспонат, корабль науки, превращён в музей-памятник космонавту Виктору Пацаеву и нашему Морскому космическому флоту.
     Трагический финал полёта «Союза-11» в июне 1971 года с волнением вспоминают ветераны из руководящего состава экспедиции НИС «Академик Сергей Королёв», принимавшие непосредственное участие в обеспечении того  полёта: Поздняков И.Н. – начальник экспедиции, Феоктистов В.С. – зам.нач.экспедиции, Жидкин В.Ф. (ст.пом.нач.экспедиции), Заболонский Б.Д., Казорин А.Г., Николаев С.И., Рыбкин А.И., Рязанцев Ю.И., Шаповалов Г.Н. и автор этих строк.

Ветеран Морского Космического флота  Бугаев Вячеслав Тимофеевич.
.

  • Памятные даты

  • 20.10.2021

    20 октября – День военного связиста.

    Профессиональный праздник российских военных связистов: военнослужащих и гражданских служащих подразделений связи во всех родах войск России и во всех Службах связи во всех видах вооружённых сил России. А также профессиональный праздник непосредственно Войск связи России. Установлен Указом Президента России от 31 мая 2006 года. см. далее


         

    Октябрь 2021


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"