103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

О первом запуске Р-7 на предельную дальность рассказывает учёный и конструктор ракетно-космической техники соратник и заместитель С.П. Королёва Герой Социалистического Труда Б.Е. Черток.

20.01.2012

     «Летные испытания 8К74 начались успешно в конце 1959 года. Всего предполагалось пустить восемь ракет, из них, по крайней мере, три на предельную дальность. Первые пуски по "Каме" (так называли для секретности район падения головных частей на Камчатке) прошли успешно. Была подтверждена надежность конструкции новой, облегченной почти вдвое, головной части и эффективность мероприятий по повышению точности автономной системы управления.
Однако главным испытанием для "семьдесят четвертых" должна была стать проверка на предельную дальность при стрельбе по акватории Тихого океана. Для фиксации точек падения, радиоконтроля конечного участка траектории и приема телеметрической информации были оборудованы транспортные корабли Тихоокеанского флота. Эти корабли шли не под военно-морским, а под обычным государственным флагом. Они объявлялись Тихоокеанской государственной экспедицией (ТОГЭ), должны были заранее выйти в район расчетных точек падения головных частей и, расположившись относительно точки прицеливания по вершинам треугольника, ждать пуска…
    

  Для точной фиксации точки приводнения головная часть снабжалась взрывным зарядом, который при ударе о воду разбрасывал краску. Корабли ТОГЭ должны были обнаружить на поверхности океана ярко-желтое пятно и, точно определив его координаты, передать сообщение в штаб Военно-Морского Флота. Оттуда эти данные передавались в штаб РВСН и Государственную комиссию…
     Вокруг трех наших кораблей непрерывно дежурили десятки американских, английских и французских военных судов. Американские военные корабли вели себя крайне нагло, подходили вплотную к нашим безоружным судам, угрожая столкновением. Неожиданно в двух десятках метров от борта наших кораблей появлялись перископы подводных лодок. Всепогодные самолеты-разведчики "Нептун" вели себя особенно нахально...
Но как только корабли ТОГЭ получали по радио сведения о четырехчасовой готовности и начинали расходиться на предназначенные для них места - к вершинам треугольника, все окружавшие их военные корабли уходили подалыне от греха на 10-15 миль. К удивлению наших моряков, эта эвакуация чужих кораблей начиналась иногда раньше, чем до командования ТОГЭ доходило предупреждение о готовности. Были у американцев какие-то свои каналы получения достоверной информации о действительном положении на нашем старте…
     Первый пуск на предельную дальность был назначен на 19 января (1960 г.). Однако в районе падения, по докладу командира флотилии, был такой сильный туман, что нельзя было рисковать вертолетом для поиска пятна на воде. Пуск состоялся на следующий день - 20 января. Командир ТОГЭ капитан первого ранга Максюта доложил: "Все нормально". Координаты точки падения из соображения секретности не передавались. Если "все нормально", значит, мы попали в заданный квадрат. Американцы, конечно, произвели точное определение места падения головной части, но они не знали расчетной точки приводнения. Поэтому они могли ориентироваться только по положению пятна относительно наших трех кораблей. По поведению наших кораблей они ожидали пуска 19 января. Пуск не состоялся из-за тумана, но в Америке успели выпустить сообщение о якобы имевшей место неудаче. Получилось, как в фильме: "При каждой неудаче давать умейте сдачи" - мы запустили 20-го, и за этим последовало коммюнике. Теперь уже поднялся шум по поводу удачи…»
    Из книги «Ракеты и люди». Фили – Подлипки – Тюратам. – М. Машиностроение.19996.
  
  • Памятные даты


  •         |  

    Май 2020


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"