103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК». СОЗДАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ Из воспоминаний Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Алпаидзе Г.Е.

16.09.2013

«К началу 1962 г. и в военно-промышленных организациях созрело и окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно- исследовательского испытательного полигона с целью решения двух основных задач:
• испытание и отработка твердотопливных ракетных комплексов;
• испытание и отработка ракетно-космических комплексов с условиями обеспечения вывода космических объектов на полярную и приполярную орбиты, с созданием условий, при которых активный участок траектории не проходил бы над территорией иностранных государств.

С целью выбора места для размещения испытательной базы была создана специальная экспедиция. Начальником экспедиции был назначен я… В результате проведенной трудной и плодотворной работы было отрекогносцировано большое пространство на севере страны и выбраны два варианта для размещения будущего испытательного полигона. В декабре 1962 г. о результатах работы экспедиции нас заслушал главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Маршал Советского Союза Бирюзов в присутствии начальника ГУРВО Анатолия Ивановича Семенова, его заместителя Александра Григорьевича Мрыкина и начальника Управления космических средств, в то время входившего в состав ГУРВО, Керима Алиевича Керимова… После обсуждения доклада и ответа на все интересующие вопросы маршал Бирюзов одобрил предложенный вариант и приказал подготовить представление для утверждения на имя министра обороны Маршала Советского Союза Малиновского. Такое представление нами было подготовлено, и после утверждения министром обороны вышло Постановление Совета Министров СССР от 2 января 1963 г. о создании нового научно-исследовательского испытательного полигона.
    Начальником полигона был назначен я. Пришлось в короткий срок развернуть строительство, разработать штатную структуру и приступить к комплектованию испытательных управлений и частей… Формирование и комплектование первых подразделений полигона проводили на базе 4-го НИИ МО в Болшево, а далеко от Москвы, в северо-восточном направлении, уже развернулось строительство будущей испытательной базы.
    Известно, что 60-е годы характеризуются бурным развитием ракетно-космических средств. И вот зреет мысль об использовании в космических структурах ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7 в районе населенного пункта Плесецк. Таких комплексов здесь насчитывалось четыре, в то время как наш космодром «Байконур» располагал двумя такими комплексами, но уже переоборудованными и приспособленными для запуска тяжелых космических объектов. Опыт «Байконура» можно было с успехом использовать и на севере, и тем самым значительно расширить программу ос-воения космического пространства.
    В первую очередь такая идея принадлежала прославленному Главному конструктору академику Сергею Павловичу Королеву, мое знакомство с которым состоялось еще раньше на полигоне «Капустин Яр» при испытании разрабатываемых под его руководством ракетных комплексов. В конце 1962 — начале 1963 гг., когда уже полностью развернулось строительство нового полигона, ни одна моя встреча с Сергеем Павловичем не проходила без всестороннего обсуждения вопроса об использовании ракетных комплексов Р-7 в районе Плесецка. Сергей Павлович увлеченно рассуждал, как можно будет в заблаговременно расчитанные времена запускать космические объекты одновременно и с северного и с южного полигонов, выводить их на соответствующие орбиты, решать разнообразные комплексные задачи, а для решения более сложных задач производить и стыковку объектов.
    Во время одной из таких встреч Сергей Павлович полушутя, полусерьезно сказал мне дословно: «Галактион Елисеевич, осуществив такую идею, мы с Вами создадим для страны большую коммерцию». В слово «коммерция» он вкладывал научный, экономический и политический престиж, а также большую пользу для Родины. Вот кто действительно был великий мечтатель и мыслитель, теоретик и практик, ученый и неутомимый труженик. После всестороннего обсуждения такого вопроса Сергей Павлович предложил подготовить ситуационную схему полигона с изложением вышеуказанной идеи с соответствующими обоснованиями и совместно с ним доложить тогдашнему министру оборонной промышленности Сергею Алексеевичу Звереву. Так и поступили. И одобрив идею, министр обещал всяческую поддержку с его стороны.
    Одновременно по ходу действия я информировал свое высшее командование, и при обсуждении в соответствующих инстанциях все положительно отнеслись к осуществлению такой идеи. Вместе с тем это требовало решения целого ряда проблем. Прежде всего, с целью экономии средств надо было прекратить начатое строительство испытательной базы и перебазироваться в район Плесецка и наложить полигонный комплекс на существующий там боевой объект. Однако перед этим требовалось оценить пригодность данного объекта с точки зрения обеспечения безопасности в районах падения отделяющихся ступеней и отдельных элементов при испытании ракет и выводе космических объектов на расчетную орбиту, разместить измерительный комплекс для обеспечения испытаний телеметрическими и внешнетраекторными измерениями. Одним словом, потребовалось заново проводить тщательную рекогносцировку, произвести расчеты и дать обоснованное заключение.
    Приказом первого заместителя министра обороны СССР Маршала Советского Союза товарища Гречко такая рекогносцировочная группа, а вернее комиссия, была создана во главе с генералом Александром Яковлевичем Поповым. Я был назначен заместителем. В результате проведенных работ в целом было дано положительное заключение о возможности размещения испытательной базы на боевом объекте в районе Плесецка. После одобрения и утверждения заключения комиссии в соответствующих инстанциях Совет Министров СССР принял Постановление от 16 сентября 1963 г. об объединении вновь созданного полигона и существующего боевого объекта.
    Таким образом, появились благоприятные условия для создания новой испытательной базы ракетно-космических средств, которая в последующем в популярных средствах массовой информации стала известна как Плесецкий космодром. Решение об объединении указанных объектов следует расценивать как своевременное, смелое и дальновидное. Это дало возможность максимально сократить строительство за счет использования существующих коммуникаций, специальных сооружений и культурно-бытовых объектов. Оставалось расширить или приспособить некоторые сооружения общего и специального назначения и создавать новые, необходимые для проведения испытательных работ. Разумеется, это можно было сделать гораздо легче и быстрее, чем все начинать с нуля. Итак, в конце 1963 г. мы полностью перебазировались в район Плесецка.
    Надо отдать должное первопроходцам Плесецкого гарнизона, которые своим самоотверженным трудом создали для нас необходимые условия жизни и быта. Хотелось бы в их адрес сказать добрые слова и от имени всего коллектива испытателей, прибывших сюда для выполнения новых задач, выразить чувство большой благодарности. Прежде всего это относится к первому начальнику гарнизона М.Г. Григорьеву, его заместителям С.Ф. Штанько, Ф.С. Хакимову, Б.Г. Ханину, Г.К. Михееву, Г.М. Мерзлякову, Ф.И. Ковалеву, М. Шитику, П.П. Епихову, Н.И. Некрутову, командирам частей М.Д. Дудину, Н.В. Тарасову, А.М. Кулешову, В.В. Субботину, Д.Т. Гуще, И.М. Бугру, Ф.А. Булычеву, В.В. Курбатову, П.Д. Гольцову, В.И. Шабарову, С.П. Скрябину; первым строителям: главному инженеру проекта Ниточкину, помощникам по строительству и эксплуатации Г.И. Егорову, К.С. Елисееву, начальникам УИР Билееву и Степанченко, его заместителю А.Ф. Цергваве, начальникам УНР В.Н. Плиско, В.Т. Борячку, Э. Борисову и многим другим.
Вместе с тем нельзя сказать, что мы пришли на все готовое. Предстояло заново создавать испытательную базу твердотопливных ракетных комплексов, средних ракетно-космических комплексов, переоборудовать комплексы на базе Р-7 с целью обеспечения запуска тяжелых космических объектов, а также заново создавать измерительный комплекс на основной испытательной базе, недалеко от нее и на обширной территории Заполярья. Кроме того, требовалось значительно расширить жилищное строительство, решить вопросы благоустройства, теплого водоснабжения и газификации квартир, построить аэродромный комплекс и многое другое. На эти цели государство отпускало достаточно средств, и наша задача заключалась в том, чтобы их использовать разумно, в максимально короткий срок и с высоким качеством завершить строительно-монтажные работы и подготовиться к испытанию новой техники.     Забегая вперед, заранее скажу, что дружные совместные работы испытателей, представителей промышленных организаций, а главное, героический труд военных строителей под руководством Н.С. Степанченко, П.З. Престенского и В.Н. Плиско дали возможность успешно решать все задачи, требую-щие большого умения и напряжения всех сил.
    Коснусь одного принципиального вопроса построения схемы или, если так можно выразиться, боевого порядка испытательного полигона. В «Кап-Яре» и на «Байконуре» такую схему упрощенно можно представить следующим образом: имеется жилой городок, далее на удалении 30 и более километров располагаются монтажно-испытательные корпуса, или, как их называют, технические позиции, а еще дальше — стартовые позиции. Такая схема вызывает большие неудобства в работе испытателей, так как требуется большое количество автомобильного и железнодорожного транспорта для доставки личного состава к месту работы и обратно, на что тратится 3—4 часа, а то и больше времени. В результате создается дефицит времени на решение вопросов семейного порядка, роста своего культурного уровня и воспитание детей.
    На Плесецком полигоне такой недостаток был устранен путем максимального приближения технических позиций к жилому городку, расстояние между которыми составляет всего 1—2 км. Даже для отопления жилого городка и сооружений технических позиций применяется единая система с общим источником тепла. Такая схема, безусловно, более рациональна. Замечу, что идея такой схемы построения полигона принадлежит не мне и даже не проектировщикам. Автором такой идеи был прославленный и талантливый полководец, дважды Герой Советского Союза, тогдашний главнокомандующий Ракетными войсками, Маршал Советского Союза Николай Иванович Крылов.
    В 1963 г. перед началом строительства я представил ему на утверждение ситуационную схему будущего полигона. Первый же вопрос был: «Почему так далеко расположены технические позиции от жилого городка?» Мой ответ, что так везде принято и не позволяют условия местности, разумеется, его не удовлетворил. Тогда спросил он меня: «Как долго приходится испытателям работать на технической и стартовой позициях?» Я ответил, что на технической позиции работы идут в 10 и более раз дольше, чем на стартовой позиции. После этого Маршал с улыбкой заметил: «Теперь понимаешь мое требование о приближении технических позиций к жилому городку?» И добавил: «Наверное, Октябрьскую революцию сделали для того, чтобы людям жилось хорошо». Для меня это было хорошим уроком, и когда мы перебазировались в район Плесецка, такая схема была претворена в жизнь.
    Другой характерной особенностью Плесецкого полигона явилось то, что параллельно с выполнением испытательных работ мы продолжали нести боевое дежурство. С этой целью нам пришлось все ракетные комплексы свести в одно боевое управление для несения боевого дежурства, и за счет реорганизации частей и сокращения численности развернуть еще четыре управления, из них два для ракетно-космических средств. В напряженном труде шло время. По мере завершения строительно-монтажных работ назначались Государственные комиссии и принимались в эксплуатацию все новые и новые комплексы. Основные работы были завершены в 1964—1966 гг. Так, в декабре 1965 г. после переоборудования одного из ракетных комплексов Р-7 провели две пробные работы, а 17 марта 1966 г. уже вывели на орбиту искусственный спутник Земли «Космос-112».
    Как и космодром «Байконур», северный космодром «Плесецк» в середине 70-х годов получил значительное развитие. Оставаясь крупным испытательным полигоном Ракетных войск стратегического назначения, он представлял космическое направление самостоятельной структурой. «Плесецк» — второй по размерам и времени ввода в эксплуатацию космодром Советского Союза. Хотя космодром не имеет космических ракетных комплексов тяжелого и сверхтяжелого класса, но по количеству произведенных с него запусков он превзошел космодром «Байконур». Так, например, к концу 80-х гг. и в 70-е гг. из всех запущенных с территории СССР ИСЗ, 75% приходилось на долю Плесецкого космодрома. С начала запусков, с марта 1966 г., произведено уже более 1500, в том числе были юбилейные запуски «Космос-1500» и «Космос-2000»…
Публикуется по книге «Космодром «Плесецк» в воспоминаниях его ветеранов». Издательство «Гриф», 2003.
  • Памятные даты


  •         |  

    Август 2016


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"