<p>Выдающийся конструктор и ученый, дважды Героя Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик Академии наук СССР, академик Академии наук Украинской ССР Михаил Кузьмич Янгель - основатель нового направления в области стратегических ракетных вооружений, направления, связанного с созданием ракет на стабильных высококипящих компонентах топлива, ставших основой ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
<p>М. К. Янгель родился в сибирской деревне Зыряново бывшей Иркутской губернии 25 октября 1911 г. в семье крестьянина. В 1926 г. уехал в Москву к старшему брату. Окончил семь классов и поступил на работу на текстильную фабрику в г. Красноармейске Московской области. Работая, учился в ФЗУ при фабрике. В 1931 г. М. К. Янгель поступил в Московский авиационный институт.
<p>С 1935 г., еще студентом, Михаил Кузьмич начал работать в авиационном конструкторском бюро знаменитого конструктора Н. Н. Поликарпова. Дипломный проект выполнил на тему "Высотный истребитель с герметической кабиной".
<p>В 1937 г. Янгель с отличием оканчивает институт и, получив специальность инженера-механика по самолетостроению, приходит в КБ Н. Н. Поликарпова, начав работу конструктором второй категории. По мере приобретения опыта Михаил Кузьмич выполнял обязанности помощника главного конструктора, ведущего инженера и заместителя директора завода, принимал непосредственное участие в разработке истребителей И-153, И-180, двухмоторного тяжелого истребителя сопровождения дальних бомбардировщиков (ведущий проекта) и других самолетов, а также в их испытательных полетах.
<p>В феврале - августе 1939 г. М. К. Янгель от КБ Н. Н. Поликарпова с группой ведущих авиационных специалистов был в служебной командировке в США, где на заводах различных фирм занимался приобретением конструкторской и технологической документации по производству самолетов и авиационных моторов.
<p>В годы Великой Отечественной войны М. К. Янгель назначается исполняющим обязанности директора завода, обеспечивающего разработки КБ Н. П. Поликарпова, и ответственным за эвакуацию завода в Сибирь. На новом месте работы, в эвакуации, Михаил Кузьмич занимает ряд руководящих должностей. С 1946 по 1948 гг. он находился на руководящей работе в аппарате Министерства авиационной промышленности.
<p>В 1948 г. М. К. Янгель поступает в Академию авиационной промышленности - отраслевое учебное заведение высшей категории. В марте 1950 г. он оканчивает академию по специальности "Самолетостроение".
<p>Согласно приемной записке, подписанной директором НИИ-88 Л. Р. Гонором и главным конструктором, начальником ОКБ-1 НИИ-88 С. П. Королевым, Янгель был зачислен в штат ОКБ-1 на должность начальника отдела приборов и систем управления. В 1951 г. Михаил Кузьмич становится заместителем главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 С. П. Королева, а в 1952 г. - директором института.
<p>В 1953 г. директором НИИ-88 назначается видный организатор производства, начальник главка Министерства оборонной промышленности А. С. Спиридонов, а М. К. Янгель переводится на должность главного инженера.
<p>В этот период времени ракетная техника, разрабатываемая ОКБ-1 НИИ-88, бурно развивалась. Заканчивались работы над новой баллистической ракетой (БР) дальнего действия (ДД) Р-2; создавалась стратегическая ракета Р-5 бесстабилизированной схемы с несущими баками с дальностью полета 1200 км; проводились серьезные проектные исследования но комплексным темам Н-1, Н-2 и Н-3, которые были посвящены решению проблем разработки бесстабилизированных БРДД и изучению возможности создания и перспектив развития таких ракет на высококипящих компонентах топлива. Естественно, занимая ведущие руководящие инженерные должности, М. К. Янгель находился в центре творческой деятельности ОКБ-1 и НИИ-88 и являлся прямым ее участником.
<p>В 1952 г. для серийного производства БРДД Р-1 и Р-2 выделяется строящийся автомобильный завод № 586 в Днепропетровске. На нем создается ОКБ-586 для "ведения" документации серийного производства этих ракет. Основу ОКБ-586 составили специалисты ОКБ-1 и других подразделений НИИ-88.
<p>В 1954 г. правительство по ходатайству Министерства обороны поручает ОКБ-586 разработку стратегической БР на стабильных компонентах топлива Р-12 с дальностью полета 2000 км. Главным конструктором указанной ракеты в ОКБ-586 назначается М. К. Янгель, как сторонник нового направления развития баллистических ракет - использования в качестве окислителя азотной кислоты с окислами азота или азотного тетроксида.
<p>Следует отметить, что переход от окислителя - жидкого кислорода - на азотную кислоту был в то время сложным и, по существу, революционным шагом. Во-первых, это объяснялось существованием авторитетного, достаточно убедительного и подкрепленного успехами создания ракет Р-2, Р-5М и Р-7 мнения ОКБ-1 о том, что только топлива, в качестве окислителя которых используется жидкий кислород, имеют несомненную перспективу при создании ракет с большой дальностью полета, особенно межконтинентальных. Упомянутые топлива, энергетически емкие и экологически чистые, позволяют разрабатывать более компактные и легкие ракеты. Во-вторых, нерешенностью проблемы создания для таких ракет мощных ракетных двигателей, работающих на самовоспламеняющихся компонентах топлива с использованием стабильного окислителя. Из-за высокочастотной неустойчивости процесса горения данного топлива разрушалась двигательная установка с большой тягой, тогда как у ракетных двигателей, работающих на жидком кислороде, таких недостатков не было. В-третьих,. необходимостью поиска конструкционных материалов, стойких к агрессивной азотной кислоте в течение продолжительного периода времени, исчисляемого годами, и топлива, которое сохраняло бы свою стабильность весь период боевой эксплуатации ракеты.
<p>Однако выявленные при разработке ракеты Р-11 с дальностью 250 км в ОКБ-1 НИИ-88 эксплуатационные преимущества баллистических ракет на высококипящем окислителе по сравнению с БР на жидком кислороде были столь привлекательными и важными для их боевой эксплуатации (особенно при боевом дежурстве в заправленном состоянии) в плане обеспечения высокой боеготовности и живучести, что Министерство обороны смело пошло по новому, еще не подкрепленному опытом, направлению развития стратегических ракет.
<p>М. К. Янгель, являясь убежденным сторонником указанного направления, энергично взялся за решение принципиально новых задач проектирования таких БР.
<p>В 1958 г. ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля заканчивает испытание одноступенчатой баллистической ракеты Р-12 массой 42 т с дальностью полета 2000 км. В 1959 г. эта ракета принимается на вооружение. Летная отработка более совершенной БР с дальностью полета 4500 км заканчивается в 1961 г. приемом ее на вооружение.
<p>В 1958 г. М. К. Янгель начинает разработку двухступенчатой с поперечным делением межконтинентальной ракеты Р-16 с моноблочной головной частью массой 140 т. Эта БР удовлетворяла всем современным тогда требованиям боевой эффективности и превосходила по своим основным параметрам американские межконтинентальные ракеты типа "Атлас" и "Минитмен-1". Несмотря на катастрофу, произошедшую при пуске первой ракеты Р-16 в конце 1960 г. ее летно-конструкторские испытания были закончены в 1961 г., и в этом же году на боевое дежурство был поставлен полк таких ракетных комплексов.
<p>Надо отметить, что все три указанных ракетных комплекса - Р-12, Р-14 и Р-16 имели наземный вид старта. Появление космической фоторазведки и увеличение точности стрельбы межконтинентальными ракетами вероятного противника делало данные комплексы весьма уязвимыми. Поэтому ОКБ-586 М. К. Янгеля в короткое время модифицирует их с целью размещения в защищенных шахтных сооружениях для несения боевого дежурства и запуска из шахт с использованием маршевых двигателей. Шахтные пусковые установки (ШПУ) разрабатывались с таким расчетом, чтобы сохранить все основные конструктивные решения ракеты.
<p>Работы над ШПУ были начаты ГСКБспецмаш под руководством главного конструктора В. П. Бармина в 1960 г., и соответственно в 1963 и 1964 гг. ракетные комплексы Р-12У, Р-14У и Р-16У были приняты на вооружение. Главным конструктором маршевых двигателей этих ракет был В. П. Глушко, главным конструктором систем управления ракет Р-12, Р-14 - Н. А. Пилюгин, главным конструктором системы управления ракеты Р-16 - В. Г. Сергеев. Они в значительном количестве были поставлены на боевое дежурство и составили основной ракетный потенциал страны.
<p>На базе БР Р-16 М. К. Янгель разрабатывает еще более совершенную и мощную стратегическую межконтинентальную ракету Р-36 массой 180 т с моноблочной головной частью, принятую на вооружение в 1967 г. Данная ракета была разработана в двух вариантах: в обычном баллистическом и в орбитальном. Во втором случае головная часть выводится ракетой на низкую круговую околоземную орбиту с высотой порядка 200 км и с орбиты стартует в направлении цели, Это, как полагали, должно было привести к значительному усложнению системы ПРО вероятного противника, поскольку боеголовка могла проходить к цели с двух противоположных сторон. Использование орбитальной ракеты, естественно, снимало все ограничения дальности стрельбы. Такая орбитальная БР, которая могла поражать все цели на поверхности земного шара, была принята на вооружение в 1968 г.
<p>С появлением в США новой межконтинентальной ракеты, размещенной в сильно укрепленных шахтных сооружениях и несущей три боевых блока, наводящихся с высокой точностью на индивидуальные, далеко разнесенные цели, нарушалось сложившееся к тому времени стратегическое равновесие. В связи с этим необходимо было серьезно повысить стойкость находившихся на боевом дежурстве межконтинентальных ракетных комплексов с шахтными стартами Р-36 М. К. Янгеля и УР-100 В. Н. Челомея, а их было уже более 1000. КБ "Южное" и ЦНИИ машиностроения вышли в 1969 г. с предложением о значительном упрочнении имеющихся шахтных пусковых установок за счет внутреннего утолщения ствола шахты и открывающейся крыши. Однако при использовании такого метода увеличения стойкости ракетных комплексов потребовалось новое поколение ракет делать с минометным стартом. Кроме этого, в порядке повышения боевой эффективности ракет Р-36М и МР-УР100 вводилась разделяющаяся головная часть с наведением боевых блоков на индивидуальные цели, за счет чего существенно возрастали эффективность, боеготовность, точность и живучесть комплекса при действии поражающих факторов ядерного взрыва. Предложенные КБ "Южное" и ЦНИИ машиностроения конструктивные решения новых ракетных комплексов Р-38М и МР-УР-100 под упрочненные шахтные сооружения ракет Р-З6 и УР-100 вызывали серьезные сомнения в их успешной реализации у некоторых ведущих конструкторов, в том числе и у В. И. Челомея. Однако М. К. Янгель смело пошел на новые в практике ракетостроения решения. К сожалению, из-за преждевременной смерти, последовавшей в 1971 г., ему не удалось их претворить в жизнь. Все сложнейшие проблемы успешно решены КБ "Южное" под руководством нового главного конструктора В. Ф. Уткина, его первого заместителя.
<p>М. К. Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля были разработаны: легкий носитель "Космос" на базе ракеты Р-12, проект легкого носителя "Интеркосмос" на базе ракеты Р-14, средний носитель "Циклон" на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии "Космос" и "Интеркосмос", спутники для юстировки системы ПРО и другие.
<p>Таким образом, перечисленные здесь объекты стратегического вооружения и ракетно-космической техники свидетельствуют о выдающемся конструкторском таланте Михаила Кузьмича, его умении находить. быстрые и неординарные решения в сложных условиях развития ракетного вооружения. Простота ракетных конструкций Янгеля при высоких летно-технических характеристиках, надежность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения - ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад Михаила Кузьмича в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически отсутствие не нашедших применения проектов. Созданные в свое время по заказу Минобороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют и обоснованно значительную долю ракетного потенциала.
<p>Михаил Кузмич Янгель скончался 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия.