103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

БОР-4

В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе «Space Shuttle», в СССР проводились испытания орбитального космического самолета “Спираль”. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект “Спираль” начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа “Союз” или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался “50/50”). Предприятие “МиГ” изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

Работы начались в 1967 году в специальном филиале “МиГа” в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты “Эпос”. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

Одной из особенностей аппарата “Спираль” были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет “Т-100/101” предполагался как первая ступень орбитального самолета.

В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта “Спираль” начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе “Буран”. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие “Молния”. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме “Спираль” (под наименованием “Бор”) использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название “Бор-4” (в прессе можно встретить название “Космолет”). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов “Бор-5”. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.
  • Памятные даты

  • 20.10.2021

    20 октября – День военного связиста.

    Профессиональный праздник российских военных связистов: военнослужащих и гражданских служащих подразделений связи во всех родах войск России и во всех Службах связи во всех видах вооружённых сил России. А также профессиональный праздник непосредственно Войск связи России. Установлен Указом Президента России от 31 мая 2006 года. см. далее


         

    Октябрь 2021


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 29 30 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"