103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

БОР-4

В начале 1960-х годов, задолго до начала работ по программе «Space Shuttle», в СССР проводились испытания орбитального космического самолета “Спираль”. Разработку проводило авиационное КБ Микояна во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Проект “Спираль” начался по инициативе С.П.Королева и В.М.Мясищева в 1962 году с целью создания орбитального самолета. Но из-за сосредоточения усилий на лунной программе, а, впоследствии, на программе орбитальных долговременных космических станций, проект орбитального самолета был отложен.

Предусматривались различные варианты старта: при помощи РН типа “Союз” или с самолета при скорости ~5 М (этот проект также назывался “50/50”). Предприятие “МиГ” изготовило аппарат длиной 8 метров, шириной 7,4 метра, высотой 3,5 метра и приблизительным весом 10300 кГ.

Работы начались в 1967 году в специальном филиале “МиГа” в г. Дубна Московской обл. Были построены экспериментальные аппараты “Эпос”. Это были модели 1/2 и 1/3 величины и предназначались: 105.11 - для дозвуковых атмосферных исследований, 105.12 - для сверхзвуковых исследований, 105.13 - для гиперзвуковых исследований.

Одной из особенностей аппарата “Спираль” были складывающиеся крылья, которые при старте и доатмосферном полете находились в вертикальном положении, а перед возвращением на Землю принимали горизонтальное положение и аппарат превращался в самолет с дельтовидным крылом.

В этот же период проводились исследования по орбитальному самолету на других предприятиях - НПО им. Лавочкина, КБ Челомея и КБ Сухого. Разработанный ими самолет “Т-100/101” предполагался как первая ступень орбитального самолета.

В 1976 году состоялось несколько тестовых полетов аппарата 105.11. При помощи ракетных двигателей РД-36К он совершал самостоятельный взлет и посадку. В дальнейшем производилось сбрасывание аппарата с бомбардировщика Ту-95К. В сентябре 1978 года произошла авария при посадке и испытания 105.11 были прекращены.

Начиная с 1976 года государственная поддержка проекта “Спираль” начала уменьшаться; больше внимания стали уделять программе “Буран”. Для проведения исследований по этой программе было создано головное предприятие “Молния”. В проекте, кроме того, участвовало более 130 предприятий и НИИ. Возглавил работы над проектом, как и в 1960-е Г.Лозино-Лозинский. Для сокращения времени и расходов, конструкции по теме “Спираль” (под наименованием “Бор”) использовались для отработки аэродинамических и теплозащитных вопросов. В начале 1980-х годов было проведено несколько пусков космических аппаратов, получивших название “Бор-4” (в прессе можно встретить название “Космолет”). Параллельно с орбитальными полетами было выполнено несколько суборбитальных полетов аппаратов “Бор-5”. Аппараты имели самолетную схему и были возвращаемыми.

В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл. Он не располагается в основной экспозиции музея, но его фотографии появлялись на страницах российских и зарубежных журналов.
  • Памятные даты


  •      

    Март 2017


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    27 28 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"