103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Проект Спираль

О проекте «Спираль» пока написано не так уж и много. Это был один из самых закрытов проектов в бывшем Советском Союзе, но и один из самых интересных. Он был фантастичен по конструкторской смелости и дальновидности. А если бы его удалось осуществить в те далекие годы, то возможно что развитие космонавтики пошло по совершенно другим рельсам, чем это происходит теперь.

Работы над космической системой многоразового использования «Спираль» были начаты в конструкторском бюро А.И.Микояна в 1965 году.

Прежде всего надо отметить, что сама идея создания аэрокосмической системы родилась не в 1965 году, а гораздо раньше. Я не буду упоминать работы К.Э.Циолковского, так как это были теоретические разработки, но скажу несколько слов о более поздних работах, которые уже относились к практической космонавтике. В июне 1957 года конструкторское бюро В.М.Мясищева получило задание на разработку аппарата, с помощью которого предполагалось доставить человека в космос. Этот аппарат получил наименование «ВКА-23 Мясищев 1960». ВКА в данном случае означало «Воздушно-космический аппарат», а цифры 1960 - год, когда предполагалась осуществить первый полет. Аппарат должен был представлять из себя двухместный орбитальный самолет длиной 9 метров, с размахом крыльев 7,5 метров и массой около 6 тонн. Выведение его на орбиту предполагалось с использованием баллистической ракеты. Чуть позднее конструкторским бюро П.В.Цыбина был предложен аналогичный проект орбитального самолета, но уже в семиместном варианте. В тоже время конструкторское бюро С.П.Королева выступило с идеей доставки человека в космос, используя капсулу, размещенную в головной части ракеты-носителя (проект «Восток»). Первоначально работы велись во всех трех КБ, но, когда стало ясно, что использование ракеты является наиболее быстрым для реализации вариантом, работы по «ВКА-23 Мясищев 1960» и по проекту Цыбина были закрыты. Одновременно, в рамках происходившего тогда сокращения советской оборонной промышленности, произошло объединение КБ Мясищева и Цыбина, а еще через некоторое время все работы по орбитальному самолету были передоны в конструкторское бюро В.Н.Челомея.

В КБ Челомея в начале 60-х годов велись работы по многим направлениям развития космической техники. Среди этих работ был и «Ракетоплан Челомея». Узнать что-то определенное об этом аппарате мне пока не удалось. Однако в книге Н.П.Каманина «Скрытый космос» есть информация об официальном сообщении Госкомиссии о пуске модели ракетоплана. Пуск был произведен 21 марта 1963 года с использованием баллистической ракеты «Р-12». Ракетоплан набрал высоту 400 километров, вошел в атмосферу со скоростью 4 километра в секунду, пролетел 1900 километров и приземлился с помощью парашюта. Судя по тому, что ракетоплан летал уже в 1963 году, можно судить о том, насколько далеко продвинулся Челомей в своих разработках. Ракетоплан, как и все другие подобные системы, разрабатывался, в первую очередь, для военных целей. Работы были прекращены после смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964 года. После этого работы над ракетопланом были прекращены, впрочем, как и многие другие проекты Челомея.

В 1962 году в КБ Микояна были начаты работы по проекту «50-50». Это также был проект аэрокосмической системы и многое из него, впоследствии, было использовано в проекте «Спираль».

Проект «Спираль» появился из соревнования двух конструкторских бюро: КБ П.О.Сухого и А.И.Микояна. Оба КБ предложили сходные аэрокосмические системы, а Сухой, к тому же, имел проект тяжелого бомбардировщика Т-4, который предполагалось использовать в качестве носителя. Но в конце концов соревнование закончилось в пользу Микояна. Так появился проект «Спираль».

Работы по проекту возглавил Глеб Евгеньевич ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ. Система должна была включать в себя орбитальный самолет с ракетным двигателем и носитель. В качестве носителя рассматривались два варианта. В первом предполагалось использовать сверхзвуковой самолет-носитель, который поднимал орбитальный аппарат на высоту 25 - 30 километров и на скорости в шесть раз превосходящей скорость звука от него должен был отделиться орбитальный аппарат. Через несколько секунд после отделения, включался ракетный двигатель и аппарат выходил на орбиту. После завершения программы полета, включался тормозной двигатель, который переводил корабль на траекторию спуска. В атмосфере аппарат планировал, а его приземление на посадочную полосу происходило с использованием собственного турбореактивного двигателя. Взлетный вес системы составлял 115 тонн, в том числе одноместного орбитального самолета - 10 тонн. Когда стало ясно, что сроки создания самолета-носителя существенно отстают от сроков создания орбитального аппарата, появился второй вариант выведения корабля на орбиту. Для этого предполагалось использовать ракету-носитель «Союз» с установленным на ней орбитальным аппаратом. Кстати, американцы, занимавшиеся в те годы разработкой аналогичного аппарата «Dynasour», с самого начала предполагали использовать именно такой вариант выведения аппарата на орбиту. Для этого предполагалось модернизировать самый мощный, на тот момент, американский носитель «Titan- 2».

Основными задачами, которые должна была решать «Спираль» были научно- технические эксперименты, наблюдение за земной поверхностью и инспекция космических объектов. Так как система с самого начала создавалась для боевого применения в космосе, то согласно информации из западных источников, рассматривались различные варианты размещения на самолете систем вооружения, начиная от традиционных (пушки и ракеты) и кончая перспективными (лазерное, пучковое оружие и прочее). Да и сам вопрос инспекции в космосе означал, что любой иностранный космический объект мог быть исследован на предмет установления его назначения или для ликвидации.

Уже в 1967 году в отряде космонавтов была сформирована группа, которой предстояло пройти подготовку к полетам на «Спирали». В нее вошли уже летавший в космос Герман Степанович ТИТОВ, а также еще только готовившиеся к космическим полетам Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО и Анатолий Петрович КУКЛИН. Однако, в 1968 году после гибели в авиакатастрофе Ю.А.Гагарина полеты по проекту были отменены, а группа расформирована.

Первоначальный график работ предусматривал первый полет орбитального самолета при использовании в качестве носителя ракеты на 1970 год, а первый полет с использованием самолета-носителя - на 1977 год. Но этим планам не было суждео сбыться. В конце 60-х годов работы были приостановлены, так как в это же время в США были закрыты работы по проекту «Dynasour».

Из всего проекта «Спираль» осталось только создание модели орбитального самолета для проведения аэродинамических испытаний. Такой аппарат был создан и получил обозначение «МиГ-105.11». В некоторых источниках используются также названия «ЭПОС» (Экспериментальный пассажирский орбитальный самолет) и «Лапоть». «МиГ-105.11» представлял из себя одноместный аппарат длиной 8,5 метров, с размахом крыльев 6,4 метра и массой 4220 килограммов. На самолете был установлен турбореактивный двигатель РД-36-35К. Первый полет состоялся 11 октября 1976 года в Подмосковье. Аппарат стартовал с аэродрома, набрал высоту в 560 метров и, пролетев 19 километров, совершил посадку. 27 ноября 1977 года состоялся следующий полет. Самолет был закреплен на бомбардировщике Ту-95К и на высоте 5000 метров произошло его отделение от носителя. Восьмой, и последний, полет состоялся в сентябре 1978 года. Во всех полетах «МиГ-105.11» пилотировал А.Г.Фастовец.

[Авиард Григорьевич ФАСТОВЕЦ родился 5 июля 1937 года в городе Ковров Владимирской области в семье служащего. Окончил 10 классов специальной школы ВВС в г.Иваново. С 1954 года в армии. В 1955 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, а в 1957 году - Качинское военное авиационное училище летчиков. С 1965 года - в запасе. В 1967 году окончил школу летчиков-испытателей и занялся испытательной работой. Заслуженный летчик- испытатель СССР. За испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм 9 сентября 1976 года удостоен звания Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», Медалями. Живет и работает в Москве.]

По данным Henry MATTHEWS, опубликовавшем в 1994 году в Бейруте (Ливан) книгу «The Secret Story of the Soviet Space Shuttle», дальнейшие работы проводились в рамках создания орбитального космического корабля «Ураган». Этот аппарат должен был иметь длину 12,5 метров, размах крыльев 9,5 метров и массу около 13 тонн. Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса «космос-космос». Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую ракету «Зенит-2». По данным пресс-службы Министертсва обороны США, выпустившей в 1986 году специальный пресс-релиз, разработка проводилась как ответная мера против военных миссий корабля многоразового использования системы «Space Shuttle». Были проведены два набора в отряд космонавтов специально для полетов по программе «Ураган». С 1978 года приступили к подготовке Иван Иванович БАЧУРИН, Александр Сергеевич БОРОДАЙ, Владимир Емельянович МОСОЛОВ, Наиль Шарипович САТТАРОВ, Александр Михайлович СОКОВЫХ и Виктор Мартынович ЧИРКИН, а в 1985 году к ним присоединились Анатолий Павлович АРЦЕБАРСКИЙ, Виктор Михайлович АФАНАСЬЕВ и Геннадий Михайлович МАНАКОВ. В 1987 году программа «Ураган» была закрыта.

Следующие работы, которые имеют самое непосредственное отношение к проекту «Спираль», было создание и испытание аппарата «БОР-4». При его создании были использованы многие идеи, взятые из «Спирали», но применялся он для испытаний теплозащитного покрытия, которое планировалось использовать на советском корабле многоразового использования «Буран». По своим размерам «БОР- 4» был в два раза меньше, чем «Буран». Пуск производился с помощью ракеты- носителя «Космос 11К65М» с космодрома Капустин Яр. Совершив один виток по орбите аппарат опускался на водную поверхность. Всего было совершено пять полетов: один по баллистической траектории (дата этого полета мне пока неизвестна) и четыре орбитальных полетов. В те годы все полеты были скрыты безликим наименование «Космос». Так, 4 июня 1982 года стартовал «Космос-1374», 16 марта 1983 года - «Космос-1445», 27 декабря 1983 года - «Космос-1517», а 19 декабря 1984 года - «Космос-1614». Дважды аппараты совершали посадку в Индийском океане, а дважды - на Черном море. Подробнее смотри «БОР- 4»

В настоящее время в НПО «Молния» разрабатывается многоцелевая авиационно-космическая система «МАКС». Возглавляет работы все тот же Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, предложивший в свое время «Спираль». Из-за финансовых трудностей в России дела идут туго. Но хочется надеяться, что у «МАКСа» будет более счастливая судьба, чем у его предшественников.
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"