14.04.2014
Термин «социальная защита военнослужащих» пришел к нам из далеких 90-х и сегодня мог бы уже стать анахронизмом. От кого, казалось бы, надо защищать людей в погонах, если они сами могут за себя постоять. Но порой именно офицеры, уволенные в запас военнослужащие, а также члены их семей оказываются наиболее бесправными перед произволом и черствостью чиновников, равнодушием, бюрократией и коррупцией на местах и потому более всех нуждаются в защите. Хотя в последнее время в данном вопросе появилось немало положительных подвижек. Об этом, в частности, говорилось на одном из последних Координационных советов при председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
В соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение социальной политики и социальная защита военнослужащих возложены на государство. Многие нормы в этом отношении законодательно закреплены. Однако недостаток финансовых ресурсов вот уже на протяжении многих лет не дает возможности в полной мере реализовать конституционные права и социальные гарантии людей в погонах, особенно тех, кто верой и правдой отслужил Отечеству и теперь находится на заслуженном отдыхе.
В этих условиях особенно возрастает роль гражданского общества, общественных организаций и объединений в проведении военно-социальной политики. Многие из них на слуху и делают немало. Среди них такие организации, как Общественная палата Российской Федерации, Национальный благотворительный фонд, Общероссийская общественная организация «Офицеры России», военные профсоюзы, Национальная ассоциация МЕГАПИР, общественная организация «Боевое братство», Российский союз ветеранов боевых действий в Афганистане, а также многие другие. Велика роль и Координационного совета при председателе Совета Федерации, который не раз привлекал внимание общества и руководства страны к этим резонансным вопросам.
– Решение подобных проблем в последние годы стало одним из приоритетов государственной социальной политики, – считает председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров. – Например, на заседании Совета безопасности Российской Федерации в июле 2013 года президент России Владимир Путин подчеркнул необходимость продолжения работы по укреплению социальных гарантий военнослужащих.
С 2012 года в российских Вооруженных силах и правоохранительных органах действует новая военно-социальная модель, основанная на кардинальном повышении денежного довольствия военнослужащих и предполагающая совершенствование военно-социальной сферы. Благодаря этому оклады по воинским должностям и воинским званиям были существенно увеличены.
Мониторинг, проведенный по итогам реформы денежного довольствия, позволил выявить основные тенденции в изменениях социального статуса военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы. Уровень качества жизни офицерского состава достиг и стал соизмерим со средним общероссийским значением. Ежемесячный средний доход на члена семьи бывшего военнослужащего сравнялся со средним доходом на члена семьи по стране. Соотношение между средней военной и средней гражданской пенсией вернулось на уровень 2002 года и составило 1,8 раза.
Ситуация с обеспечением военнослужащих запаса жильем также на глазах изменилась к лучшему. За последние три года количество нуждающихся в улучшении жилищных условий уменьшилось почти в три раза. По заявлениям официальных лиц, к 1 января 2014 года Министерство обороны России выполнило обязательства по обеспечению жильем всех служивых, вставших в очередь до 2012 года, что произошло впервые.
Предусмотрены дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и отдаленных районах, воинских формированиях, дислоцированных за границей Российской Федерации и выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения, а также выплаты военнослужащим в ходе боевых действий. Кроме того, установлены надбавки за классность, уровень физической подготовленности, знание иностранных языков и целый ряд других.
Большое внимание уделяется строительству современных жилых городков с развитой инфраструктурой социального и культурно-бытового назначения, включающей предприятия общественного питания и розничной торговли, поликлиники, спортивные сооружения и различные другие объекты.
Реализуются мероприятия по повышению медицинского и санаторно-курортного обеспечения. Совершенствуется территориальная система военно-лечебных учреждений. Спланированы строительство, реконструкция более 150 медицинских учреждений и обеспечение их современным оборудованием.
– Не забываем мы и о социальной адаптации уволенных в запас военнослужащих. Их профессиональная переподготовка осуществляется в военных образовательных учреждениях, – пояснил статс-секретарь Министерства обороны России Николай Панков. – С 2012 года в Минобороны реализуется эксперимент по переподготовке уволенных в запас на основе именных образовательных сертификатов. В 2013 году перечень образовательных учреждений, где могут пройти переподготовку эти граждане, увеличен до 150 вузов.
Вместе с тем существование некоторых региональных учебных центров социальной адаптации военнослужащих под большой угрозой. В частности, в Хабаровске, Твери, Волгограде и ряде других городов. Не потому ли тысячи военнослужащих после увольнения в запас остаются невостребованными? Им очень тяжело адаптироваться к современным условиям, и государству надо постоянно думать, как вернуть этих людей с опытом, знаниями, образованием к активной созидательной жизни и работе. Пока же дорога для многих – только в частные охранные предприятия, ставшие уже пресловутыми ЧОПы.
В 2013 году принят разработанный специалистами МО РФ федеральный закон, направленный на повышение престижа военной службы по призыву. Самое главное – наконец-то происходит ее демократизация (или либерализация). В казармах оборудуются душевые и чайные комнаты, устанавливаются стиральные машины. Организован перевод столовых емкостью более 150 человек на организацию питания с элементами «шведского стола». Гражданам, добросовестно исполнившим свой воинский долг, предоставляется преимущество при поступлении в высшие учебные заведения или получении дополнительного образования, в том числе за рубежом, а также преференции при поступлении на государственную и муниципальную службу.
Подготовлены поправки в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающие внесение изменений в деятельность призывных комиссий о признании не прошедшего военную службу по призыву без уважительных причин гражданина уклонистом. Но самое главное – человек с такой характеристикой в дальнейшем не сможет претендовать на работу государственным чиновником. Точнее, претендовать то он сможет, но работу эту не получит.
Особое внимание уделяется военнослужащим, которые получили ранения или увечья при проведении контртеррористических операций в Северокавказском регионе РФ, а также в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Национальным благотворительным фондом оказана значительная материальная помощь семьям 29 тыс. таких военнослужащих. Широкое взаимодействие налажено и с комитетами солдатских матерей.
В целом же позитивные изменения социально-экономического положения военнослужащих и членов их семей в 2013 году характеризовались:
– ростом удовлетворенности своим социально-экономическим положением и прежде всего уровнем денежного обеспечения;
– последовательным решением жилищных проблем посредством предоставления постоянного и служебного жилья, а также развития системы ипотечного жилищного кредитования военнослужащих;
– повышением привлекательности военной службы по контракту и стремлением военнослужащих к ее продолжению;
– улучшением социально-бытовых условий прохождения службы по призыву.
По опросам ВЦИОМа, проведенным в 2013 году, большинство россиян считают, что армия в настоящее время находится в «среднем» положении (такой ответ дали 46% опрошенных), тогда как в 1998 году только один россиянин из 100 смог положительно оценить ситуацию в отечественных Вооруженных силах.
ПЕРЕКОСЫ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ
Впрочем, не все так гладко в данной сфере, как может показаться на первый взгляд. В последнее время проявились и весьма характерные негативные тенденции. Так, повышение денежного довольствия, как оказалось впоследствии, не полностью компенсировало стоимость отмененных льгот, среди которых были бесплатный проезд военнослужащих и членов их семей в отпуск (на лечение) и обратно, компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение и ряд других. Офицерский состав оказался не готов к новой модели предоставления санаторно-курортных услуг, так как это требует заблаговременного накопления денежных средств к моменту предоставления отпуска. Хотя последнее это скорее всего недостаток общей невысокой финансово-экономической грамотности нашего населения и в особенности людей, значительную часть жизни находившихся на государственной службе, на, так сказать, «полном пансионе», лишавшем их инициативы и необходимости что-либо планировать в таких вопросах.
Как считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Александр Каньшин, в последний год у руководства Министерства обороны России появилось, что называется, «человеческое лицо, с ним стало приятно работать». Нет чванства, высокомерия, дилетантства. Хотя еще некоторое время назад в отечественном военном ведомстве трудно было разобраться с жилищными проблемами. Денег вкладывалось много, но десятки тысяч квартир, предназначенных для военнослужащих, пустовали. Теперь ситуация изменилась.
– Людей прежде всего нервирует отсутствие обратной связи, неинформированность, обман, что создает напряженную ситуацию, – отмечал Каньшин в ноябре 2013 года. – Перед законом все равны, но в силовой компоненте государства еще очень много коррупционеров, которые допущены к материальным ресурсам. Не всегда дела по ним доводятся до суда, не всегда они получают достойное наказание. Это бьет по авторитету государства и военной службы.
Вряд ли за прошедшие четыре месяца в этом плане все изменилось. Для борьбы с такими явлениями надо шире привлекать общественные организации, повышать роль офицерских собраний. Каньшин привел пример, как они с группой экспертов недавно работали на Северном Кавказе и обратили внимание на то, что контрактники Внутренних войск и Министерства обороны (58-я армия) находятся в одинаковых условиях в горячей точке, одинаково рискуют жизнью и проливают кровь, жертвуя собой, но имеют различные льготы и надбавки. Все дело в том, что у контрактников российского Министерства обороны они почему-то оказались усечены, так что в итоге во Внутренние войска желающие записаться на контрактную службу выстраиваются в очередь, а вот в 58-ю армию они не очень-то спешат.
Поднял Александр Каньшин и проблему социальной справедливости в отношении военных пенсионеров. По его данным, в стране в настоящее время в общей сложности находится около 30 млн пенсионеров и ветеранов (включая пенсионеров – бывших гражданских служащих МО РФ). Поэтому надо создать отдельный объединяющий всех орган, скажем, Комитет по делам ветеранов, который вобрал бы в себя и организации военных пенсионеров МО РФ, которых не так уж много.
Эту же тему продолжил заместитель председателя комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Российского союза ветеранов, генерал армии Михаил Моисеев. Он поднял, в частности, волнующий тысячи отставников вопрос о дискриминационном понижающем коэффициенте 0,54 (54% от суммы оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет), который был введен с 1 января 2012 года и резко изменил прежний порядок начисления пенсий. Это поставило многих людей в погонах в неравное положение, но почему-то совсем не коснулось судей, военных прокуроров и некоторых других государственных чиновников. В результате многие ветераны до сих пор судятся со своим ведомством, заваливают письмами и обращениями многие инстанции.
– Забота о ветеранах – нравственный долг общества и государства, – подчеркнул Моисеев. – Поэтому мы стремимся объединить наши усилия на первостепенных направлениях, отстаивать право ветеранов на достойную жизнь. Предлагаю исчисление пенсий военных пенсионеров преклонного возраста (свыше 75 лет) производить без понижающего коэффициента, а также существенно увеличить военные пенсии для вдов, у которых сегодня средняя пенсия составляет 10 тыс. 58 руб.
Хорошее предложение, ничего не скажешь. Но возникает вопрос: а почему дискриминационный коэффициент предлагается отменить только с 75 лет? Средний возраст жизни мужчин в России сегодня, как известно, составляет чуть более 60 лет. Спрашивается, для кого это предложение – для тех, кого уже нет? И не справедливее было бы понизить этот возрастной ценз еще хотя бы лет на десять?
Сегодня в стране осталось всего 162 250 участников Великой Отечественной войны. Долг государства – улучшить их социальное положение. Но, как сказал Моисеев, коренного улучшения жизни ветеранов все же не произошло, причем сразу по целому ряду причин. Рост цен, инфляция… По его мнению, надо бы вообще освободить инвалидов и участников Великой Отечественной от всех видов оплаты за жилье, услуги ЖКХ, электричество, газ, телефон, недвижимость и земельные участки (в том числе посредством выплат соответствующих компенсаций). В канун 70-летия Великой Победы это было бы воспринято обществом с пониманием. Другой возможности уже, пожалуй, не будет. С другой стороны, при этом необходимо избежать фактов недобросовестного и совершенно необоснованного ни юридически, ни морально использования льгот, имеющихся у ветеранов, их близкими и дальними родственниками.
Поднимался вопрос и о том, что медицина сегодня практически перестала лечить ветеранов, а получение путевки в санаторий и вовсе стало проблематично. Правда, этот процесс удалось стабилизировать с приходом нового министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу. Но многое еще предстоит сделать.
– Правовое поле, которое формируется государством, бывает непонятно в том числе защитникам Отечества, вызывает у ветеранов мощное протестное настроение. В частности, законы о монетизации ЖКХ, ряд других, – отметил Моисеев. – С другой стороны, мы, законодатели, неоправданно долго решаем вопросы о выплате второй пенсии по инвалидности, за трудовую деятельность после увольнения в запас и другие. Почти половина инвалидов военной службы сегодня не работают и получают только пенсию по инвалидности. А прожить на нее не так просто.
ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО В СТОРОНЕ
Как считает заместитель председателя комитета Государственной Думы по обороне, лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич, у ветеранов афганской войны те же проблемы: обеспечение жильем и работой, состояние здоровья, поддержка семей погибших. Многое сделано за минувшие 25 лет со дня окончания войны, но даже сегодня, спустя четверть века, жильем, например, удовлетворены только 13% «афганцев», которым оно положено по закону. Не добившись правды и поддержки, некоторые из них теряют последнюю надежду на справедливость. Оказавшись в безысходном положении, столкнувшись с черствостью и безразличием чиновников, порой даже заканчивают жизнь самоубийством. Такие случаи есть.
Сегодня по-прежнему актуальны и вопросы розыска пропавших без вести в ходе боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. Даже по войне в Афганистане до сих пор, например, числятся пропавшими без вести 132 человека. Есть скорбный список и по Северному Кавказу.
В соответствии с российским законодательством, забота о социальной защите военнослужащих и членов их семей является обязанностью государства. Однако в современном развитом обществе все сильнее ощущается ограниченность возможностей социальной политики государства и ее недостаточная эффективность не только, повторим, в силу имеющихся ресурсных ограничений, но и в силу самой специфики государственных форм воздействия на общество.
В связи с этим вопрос участия гражданского общества в обеспечении прав военнослужащих является одним из ключевых в России. Именно социальные вопросы становятся предметом острых споров и конфликтов военнослужащих с министерствами и ведомствами. Достаточно сказать, что в 2012 году военнослужащие подали 112 тыс. исков в адрес Верховного Главнокомандующего и руководства Министерства обороны России. Общественной палатой Российской Федерации рассмотрено свыше 8 тыс. писем, жалоб и обращений военнослужащих, плюс к тому на горячую телефонную линию поступило около 5,5 тыс. звонков. В 2013 году только в Главную военную прокуратуру поступило свыше 14 тыс. обращений по вопросам соблюдения социальных прав людей в погонах и лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей. Военными прокурорами при обеспечении конституционных прав и социальных гарантий данных категорий граждан в 2013 году выявлено 114 977 нарушений закона, восстановлены права 320 687 лиц.
В одном из докладов уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отмечается, что одна из причин нарушения прав военнослужащих, наличия неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах, а также других социальных проблем – «неэффективность, а по большому счету отсутствие гражданского контроля над Вооруженными силами». Социологические опросы последних лет показывают: участие организаций гражданского общества в отстаивании прав и интересов военнослужащих и военных пенсионеров занимает только третье место (18%), после защиты гражданских, политических прав и свобод (25%) и участия в политических выборах всех уровней (22%). Неужели политические права и свобода имеют для правозащитников большую ценность, чем права защитников Родины или тем более ветеранов, отдавших свою молодость, а порой и свое здоровье для того, чтобы граждане нашей страны имели эти самые политические права?
Вместе с тем объемы затрачиваемых средств, интересы безопасности и обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформ делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии и правоохранительных органах преобразований. Общество вправе и обязано знать, как функционирует военная организация и правоохранительная система, имеют ли военнослужащие и их семьи все необходимое для полноценной жизни и для качественного выполнения возложенных на них обязанностей.
Мировой опыт показывает, что зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку. Общественные организации, ориентированные на социальные цели, способны оперативно и эффективно находить малозатратные пути решения многих социальных проблем. Некоммерческие объединения имеют значительные возможности по участию в совершенствовании законодательства в сфере социального обеспечения военнослужащих. В свою очередь, для органов государственной власти такая активность является, по сути, обратной связью, оценкой эффективности их деятельности.
Напомним, что в международном праве роль и место общественных институтов в военно-социальной политике государств закреплены в экспертном Меморандуме Международного института гуманитарного права в Сан-Ремо (Италия, 1984 год), в котором определены права и обязанности общественных организаций. В частности, им «разрешено заниматься вопросами, связанными с условиями работы, режимом, а также правовой, экономической, социальной, культурной и нравственной защитой военнослужащих и защитой их здоровья, но не разрешено заниматься организацией процесса службы, образованием, обучением персонала, подготовкой и проведением операций, снабжением, вопросами иерархических и функциональных назначений и распределения обязанностей».
В связи с вышеизложенным активизирована работа по подготовке федерального закона «Об общественном контроле в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации». Правительству рекомендовано рассмотреть предложение общественных объединений и организаций по созданию федерального органа исполнительной власти по делам ветеранов. Будет разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Об уполномоченном по правам военнослужащих в Российской Федерации», приняты меры к созданию общественного наблюдательного совета при Пенсионном фонде Российской Федерации. Есть необходимость также рассмотреть вопрос о создании в структуре правительства России специального государственного органа по делам военнослужащих, ветеранов и участников боевых действий, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в ведении которого находились бы все вопросы координации деятельности общественных объединений.
И последнее. Как представляется, руководству Министерства обороны России пора наконец все же провести Всероссийское офицерское собрание и очередное Всеармейское совещание офицеров войскового звена с участием общественных организаций, занимающихся социальной защитой военнослужащих. А на Всероссийском форуме общественных организаций рассмотреть меры по повышению социального статуса военнослужащих.
Материал сайта "НЕЗАВИСИМАЯ!, автор: полковник запаса Виктор Никонов.