103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Памяти конструктора луноходов А. Л. Кемурджиана

12.10.2016

С участием Северо-Западной региональной общественной организации "Ветераны космических войск" (СЭРОО) в Санкт-Петербурге проведена научно-историческая конференция, посвящённая 59-й годовщине запуска первого ИСЗ и 95-летию А. Л. Кемурджиана - основоположника космического транспортного машиностроения, конструктора отечественных планетоходов.
       В Иоанновском равелине Петропавловской крепости собрались представители Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Северо-Западной межрегиональной общественной организации "Федерация космонавтики России" и Северо-Западной региональной общественной организации "Ветераны космических войск". О роли юбиляра в обеспечении исторических достижений нашей страны в освоении Космоса рассказали руководители научных и общественных организаций Санкт-Петербурга, среди них:генерал-лейтенант А.П.Ковалёв - президент СПб отделения РАКЦ, , д.т.н., профессор, генерал-майор В. А. Булулуков - почетный председатель комитета СЗРОО "Ветераны космических войск", , к.т.н., полковник В. М. Латанов - председатель комитета СЗРОО "Ветераны космических войск", д.т.н.,  профессор ВКА им. А.Ф. Можайского, к.ист.н.
       В Музее космонавтики  и ракетной техники им. В. П. Глушко была открыта экспозиция «Первая колея на Луне».

      

А. Л. Кемурджиан (4.10.1921, Владикавказ – 24.02.2003, Петербург) детство и юношеские годы провел в Баку. В 1940 году поступил в МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1942 году добровольцем ушел на фронт, участвовал в битве на Курской дуге, в форсировании Днепра, Вислы, Десны и Одера. После демобилизации продолжил учебу в МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1951 году получил диплом с отличием и был направлен на работу во ВНИИ-100 (ВНИИТрансмаш) в Ленинграде. В 1963 году был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Лунохода», а в 1969 году — заместителем директора, главным конструктором института. Под руководством А. Л. Кемурджиана во ВНИИТрансмаш сложился коллектив, работающий по космической тематике, сформировалось новое направление — космическое транспортное машиностроение. Разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.
       Основными вехами в деятельности этого коллектива являлись: создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов — «Луноход-1» (1970) и «Луноход-2» (1973), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры. При этом отличительной чертой школы А. Л. Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей. Одновременно с этим разрабатывались методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация, температура) на искусственном полигоне ВНИИТрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии.
        А. Л. Кемурджан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 года был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки был создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.
       А. Л. Кемурджиан — автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий, член Федерации космонавтики России, действительный член Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, член Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), член-корреспондент Комиссии по исследованию космического пространства (Франция). В 1997 году решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993.
       На выставке в Петропавловской крепости представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, из архивов ОАО «ВНИИТрансмаш» и семьи Кемурджиан: фотографии, документы, блок колёс самоходного автоматического шасси «Лунохода-1» и «Лунохода-2», прибор оценки проходимости ПрОП-М (первый в мире марсоход доставленный на Марс советской космической станцией «Марс-3»), личные вещи Александра Леоновича и другие свидетельства истории освоения планет Солнечной системы (вымпелы из коллекции Г. А. Плискина).

       Полковник В. М. Латанов - председатель комитета СЗРОО "Ветераны космических войск"
Труженики космоса,© 2010-2013
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"