103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

Ветераны инженеры -испытатели Отдельного морского командно-измерительного комплекса отметили 40-летие подъема флага на флагмане морского космического флота "Космонавт Юрий Гагарин"

28.11.2011

   26 ноября в Москве в Культурном центре Митино ветераны 9-го Отдельного морского командно-измерительного комплекса торжественно отметили 40-летний юбилей подъёма Государственного флага Союза ССР на  флагмане комплекса – морском Командно-измерительном пункте (КИП) «Космонавт Юрий Гагарин». Этот КИП располагал всеми функциональными возможностями наземного пункта, включая аппаратуру командно-программной радиолинии, телеметрического контроля бортовых систем космического аппарата, радиопереговоров с космонавтами и многоканальной спутниковой радиосвязи  космического аппарата с центром управления полетом через спутники-ретрансляторы «Молния»  в реальном времени полета, включая передачу телевизионной информации.Он был спроектирован и создан  на Балтийском судостроительном заводе Министерства судостроительной промышленности при научном сопровождении ведущими специалистами НИИ-4  Министерства обороны. Государственный флаг Союза ССР был поднят  на судне 14 июля 1971 года. С воспоминаниями о работе на судне выступил бывший начальник экспедиции НИС «Космонавт Юрий Гагарин» Мамалыгин Вадим Семенович. На этой встрече ветеранам были вручены юбилейные медали 50-летия полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина, ветераны отметили также  50-летие полета Германа Степановича Титова и его участие в совершенствовании работы морских экспедиций.

В своем докладе Вадим Семенович рассказал о работе инженеров–испытателей и моряков.

Медаль вручается мамалыгину.JPG  "Мы, группа выпускников Ленинградской академии им. А.Ф. Можайского получили назначение для работы на НИС «Академик Сергей Королев», но оно было еще в рейсе, и нас временно определили для проживания на НИС «Космонавт Юрий Гагарин», которое после перехода из Ленинграда находилось в Одессе. Прилетели мы в Одессу поздно и у причала, где стоял «Космонавт Юрий Гагарин», оказались глубокой ночью. Увиденное ошеломило нас. Прожекторы освещали привязанный канатами корпус огромного белого судна и барбеты-основания ажурных конструкций антенн. Сами 25-метровые чаши антенн сливались где-то вверху со звездным небом. Такое впечатление, что на судно опирается весь небосвод. Работали какие-то насосы, раздавалось шипение сжатого воздуха, судно казалось огромным живым существом, отдыхающим у причала. 
      Мысли о том, как удастся освоить все это хозяйство не давали уснуть остаток ночи. Естественно те несколько дней, которые мы жили на судне, были посвящены его изучению. НИС «Космонавт Юрий Гагарин», имея высокие мореходные качества, мог плавать в любых районах Мирового океана, при любом состоянии моря. Для уменьшения бортовой качки на нем был установлен пассивный успокоитель, благодаря чему амплитуда бортовой качки при волнении 7 баллов снижалась с 10 до 3-х градусов. Установленные подруливающие устройства облегчали управление судном на малых скоростях и при швартовке, позволяли удерживать его на курсе во время сеансов связи в дрейфе. Корпус судна делился по длине водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, а по высоте на одиннадцать ярусов, соединенных между собой трапами, двумя грузовыми и восемью пассажирскими лифтами. Одно и двухместные каюты позволяли разместить, экипаж судна - 140 человек, экспедицию - 215 человек. Мощная система кондиционирования воздуха, независимо от наружной температуры поддерживала во всех жилых, общественных и служебных помещениях температуру 21-25 градус тепла. Это создавало комфортные условия для работы в тропиках или в окружении льдов. Главные размерения судна: длина – 231,6 м, ширина – 31 м, водоизмещение – 45000 т, паротурбинная энергетическая установка мощностью 19000 л.с. способна сообщить судну скорость 18 узлов. Общая мощность источников электропитания составляла 8000 квт. Дальность непрерывного плавания – 20000 миль. Автономность судна по запасам провизии, топлива и масла 130 суток, по запасам пресной воды 60 суток. Спортзал, плавательные бассейны, кинолекционный зал, библиотека, салоны отдыха позволяли отдохнуть и отвлечься от напряженной работы. Медицинский блок объединял операционную, лазарет, амбулаторию, рентгеновский, физиотерапевтический и зубоврачебный кабинет.
       Через неделю мы перебрались на НИС «Академик Сергей Королев». Следующая встреча этих двух судов состоялась через год на Кубе в бухте Нипе, провинции Ольга. Надо сказать, что встреча судов в океане – это радостное событие для коллективов. К нему готовятся, обмениваются информацией, передают почту с Родины и обратно, организуют встречу коллективов. Мы же в этот раз в основном обсуждали результаты работы «гагаринцев» по «Луне-20», «Венере-8». «Королевцы» принимали вахту в океане для работы по очередным космическим стартам и нам было интересно послушать об особенностях работы очевидцев. Далее эти два судна, практически одинаковые по своим техническим возможностям и задачам, стоящим перед ними, на протяжении 20 лет, меняя друг друга в различных районах Атлантики, несли космическую вахту. Я продолжал ходить на НИС «Академик Сергей Королев» главным инженером экспедиции когда, в декабре 1987 года, мне поступила команда срочно на попутном судне вернуться в Союз и принять руководство экспедицией НИС «Космонавт Юрий Гагарин». Время года -декабрь, непрерывные штормы на Ньюфаунлендской банке у восточного побережья Канады, когда от Гренландии начинают двигаться льды. Связались с попутным судном-сухогрузом, долго маневрировали, чтобы поймать удобный момент и небольшую волну. Тепло попрощались с товарищами, с которыми много лет работали вместе. Матросы увязали меня спасательными жилетами, вручили мешок с письмами на Родину и, поймав удобный момент, переправили на шлюпке на сухогруз.
       В конце января 1988 года я ушел в очередной рейс из Одессы начальником экспедиции НИС «Космонавт Юрий Гагарин» опять в ту же точку работы, откуда прибыл месяц назад. Переход из порта приписки в район работы в основном посвящен подготовке людей и техники к предстоящим сеансам управления и связи с космическими аппаратами. Необходимо обучить новичков, проверить работоспособность аппаратуры после доработок и хранения в межрейсовый период, провести автономные и комплексные тренировки, добиться слаженности действий всего коллектива, правильности действий в нештатной ситуации. Все это делается на фоне общесудовых тревог, когда отрабатываются действия на случай пожарной тревоги, борьбы с поступлением воды через пробоину, шлюпочной тревоги, когда весь личный состав садится в шлюпки и покидает судно. Переход в Северную Атлантику, к берегам Канады занимает около 3-х недель. Это основная точка работы по всем пилотируемым кораблям и орбитальным станциям. Именно из этой точки перекрываются те витки, которые не видны с наземных измерительных пунктов. Район работ весьма примечательный. Здесь проходит теплое течение, начинающееся в районе Карибского бассейна. Здесь же набирают силу мощные циклоны, берущие путь через Атлантику в сторону Европы, а от Гренландии движется лед и холод. В этом районе затонул пароход «ТИТАНИК». В этом районе есть песчаный остров Сейбл, отмели которого имеют тенденцию постоянно перемещаться и от которого мореплаватели стараются держаться подальше. В канадском порту Галифакс есть музей, где висит большая карта и на ней отмечены около тысячи судов, которые потерпели здесь крушение. Основная масса крушений происходила конечно в те времена, когда приборы судовождения были допотопные, но такие крушения происходят и сейчас. Начиная с апреля и до августа, здесь стоит сплошной туман. Судно вынуждено подавать предупреждающие сигналы, от которых невозможно заснуть ни днем, ни ночью. Но со всем этим приходится мириться. Главные усилия всего коллектива направлены на успешное выполнение сеансов связи с КА. 
      Основу радиотехнического оборудования НИС «Космонавт Юрий Гагарин» составлял многофункциональный командно-измерительный комплекс «Фотон». Он мог работать одновременно с двумя космическими объектами, осуществляя передачу команд, траекторные измерения, телеметрический контроль, двухстороннюю телефонную и телеграфную связь с космонавтами, прием научной информации. Достижению больших дальностей радиосвязи способствовали остронаправленные приемные и передающие антенны, мощные передатчики и высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями, охлаждаемыми жидким азотом. Первая, стоящая на высокой надстройке антенна, с диаметром зеркала 12 метров, принадлежала комплексу спутниковой связи «Румб». Три параболических антенны – вторая от носа с зеркалом 12 м, третья и четвертая, с зеркалами 25 м каждое, относились к командно-измерительному комплексу. Все антенны могли сопровождать космические объекты по приходящим от них радиосигналам, т.е. в режиме автосопровождения или по заранее расчитанной программе, с помощью специальной ЭВМ. При этом учитывались скорость и курс судна, углы бортовой, килевой качки и рысканья. Учитывалась даже деформация корпуса – углы изгиба в диаметральной плоскости и плоскости ватерлинии. Нельзя забывать и об углах закрытия антенн -зонах затенения, когда мачты, судовые надстройки или сами антенны мешают друг другу. Поэтому во время сеансов выбирался такой курс судна, чтобы ничто не мешало устойчивой и надежной работе. Помимо основного командно-измерительного комплекса, радиопереговоры с космонавтами и телеметрический контроль работы бортовых систем велись с помощью отдельных связных («Заря», «Аврора») и телеметрических станций на обособленные антенны. Основная связь с Центром управления полетом осуществлялась по многоканальной радиолинии через спутники-ретрансляторы «Молния». По этому пути передаются командная, траекторная, телеметрическая, научная, телефонно-телеграфная и телевизионная информация. В результате идет полный обмен информацией, анализ и управление системами космического объекта в реальном времени, не смотря на то, что он находится вне зоны видимости наземных измерительных пунктов. Весь корабельный комплекс космических и связных систем, все судовые механизмы управляются централизованно. Во время сеанса управления и связи работу на центральном посту возглавляет начальник экспедиции или главный инженер. Ежесуточно, на каждом из 5-6 видимых витков, одновременно проводились сеансы управления с 2-3 космическими аппаратами. Одновременно могли выполняться работы по двум-трем таким космическим объектам как: САЛЮТ, МИР, КВАНТ, СОЮЗ, ПРОГРЕСС, что составляло не менее 10-12 часов непрерывной работы. Отрицательное влияние на людей оказывало постоянное суточное смещение периода работы. Время труда и отдыха через каждые 2 месяца сдвигалось на ночь и снова – на день, организм не успевал адаптироваться. Через 3-4 месяца работы терялось понятие дня и ночи, труда и отдыха.             Только сила воли моряков заставляла сосредоточиться на работе. В зимнее время донимали частые и сильные штормы и низкая температура воздуха, при которой наступает обледенение антенн, их поворотных механизмов. Обычно при ветре более 20 м/сек и волнении более 7 баллов, работы прекращались, как того требовали технические условия на аппаратуру. Но были и критические ситуации, когда приходилось по просьбе ЦУПа продолжать работу и, привязав себя веревками к поручням, отогревать замерзшие поворотные механизмы. Кстати, на судне все оборудование, мебель, аппаратура, приборы закреплены на палубе, иначе при шторме все это будет летать по помещению. А уж если тарелку супа не удержал, то она точно на тебя или на соседа выльется. Очень распространен был розыгрыш новичков, которым советовали привязывать себя на время сна к кровати. И они привязывались, пока не привыкали и не чувствовали себя уверенно. Но когда во время рейса в 1989 году выяснилось, что корпус судна дал трещину ниже ватерлинии и через нее поступает вода, было не до шуток. Длинный корпус судна на океанских волнах во время шторма испытывает колоссальные нагрузки, когда бак и корма поднимаются на гребнях волн, а середина проваливается, или наоборот. В итоге корпус не выдержал. Пришлось брать курс на Канарские острова, где в теплых водах порта Лас-Пальмас трещину заварили, а мы опять вернулись в Северную Атлантику. И конечно с большим облегчением воспринимались короткие перерывы в работе и 2-3 дня отдыха, выпадающие во время заходов в порты для пополнения запасов воды и продуктов. Для судов, работающих в Северной Атлантике – это канадские порты – Галифакс, Сент-Джонс, Сидни. Заход-святое дело, здесь нас ничто не могло остановить, пробирались даже через льды в зимнее время. 
      В 70-е годы, когда готовилась лунная программа, «Космонавт Юрий Гагарин» работал в районе Карибского бассейна, Центральной Атлантики, Гвинейского залива, много времени проводил на Кубе, был в Мексике, на острове Кюрасао. Кроме пополнения запасов, заходы в порты использовались для отдыха личного состава, ознакомления с памятниками истории и культуры, достопримечательностями зарубежных стран. Наибольшие возможности для этого бывали в кубинских портах, где стоянки судов были достаточно продолжительными. Организовывались встречи с жителями, экскурсии на предприятия, в музеи, ботанический сад, в дом, где жил последние годы Э. Хемингуэй. С интересом исследовались живописные уголки тропической природы на берегу и в океане. Интересные экскурсии были организованы в порту Веракрус (Мексика) к пирамидам, построенным древними племенами, к кратерам потухших вулканов на Канарских островах. Необходимо отметить тот огромный интерес со стороны общественности зарубежных стран, который проявлялось к нам. Где бы ни находилось судно, без внимания оно не оставалось. На переходах регулярно делались облеты самолетами и вертолетами. В портах захода набережные заполнялись людьми, с интересом рассматривающими судно, интересующимися, для каких целей и задач оно создано. На причале устраивались концерты. В Канаде, в дни наших заходов в порты, местные жители приезжали из других провинций, привозили с собой детей. Толпы людей не расходились до позднего вечера. Заходы в порты обязательно освещались в местной прессе. 
     За 20 лет, «Космонавт Юрий Гагарин» совершил 20 экспедиционных рейсов, прошел по морям и океанам около полумиллиона миль, успешно провел тысячи сеансов управления полетом уникальными КА: орбитальными комплексами «Салют», «Мир», транспортными кораблями «Союз», «Прогресс», модулями «Квант», «Кристалл», межпланетными станциями типа «Луна», «Марс», «Венера».
  • Памятные даты


  •         |  

    Сентябрь 2021


    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    30 31 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 1 2 3
Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"