103160, г.Москва, ул. Профсоюзная, д.84/328(499)794-83-06

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ . .......... 60 ЛЕТ.

ПЕРВЫЕ 108 СЕКУНД

Утро 12 апреля. 5-й научно-исследовательский полигон Министерства обороны. На стартовой площадке ракета "Восток-1" с одноимённым космическим кораблём в головной части.

По двухчасовой готовности к старту к площадке подъезжает автобус с космонавтами. Из автобуса, одетый в скафандр, выходит только Ю.А. Гагарин. Его встречают члены Государственной комиссии во главе с Председателем Госкомитета по оборонной технике К.Н. Рудневым. Доложив о готовности к полёту и побывав в объятьях С.П. Королёва, Н.П. Каманина и К.С. Москаленко, Гагарин направился к ракете…


Ракету-носитель и корабль-спутник «Восток» вместе со специалистами из КБ-1 готовил к запуску личный состав 1-го управления полигона и испытательной части под командованием инженер-полковника Юрина. В последние минуты перед стартом, испытатели продолжали выполнять свою кропотливую работу. Завершили заправку трёх ступеней топливом.

В бункере, готовые выполнить пусковые команды застыли "стартовики". В пультовой командного пункта у перископа занял своё место “стреляющий” - так, по военному, назывался номер расчёта, запускающий ракету-носитель. Им был начальник 1-го испытательного управления полигона инженер-полковник А.С. Кириллов, фронтовик, командир батареи легендарных «катюш», выпускник Академии имени Дзержинского, опытнейший испытатель ракетно-космической техники. Он прошёл на полигоне путь от старшего инженера до начальника испытательного управления и был одним из немногих людей, которые решались в чём-то перечить Главному конструктору, а то и переубеждать его.

Из испытателей полигона вышли многие известные руководители и учёные, Герои Социалистического труда, Заслуженные деятели науки и техники. Но и на «Байконуре», и в «Плесецке» стоят памятники испытателям, погибшим на боевом посту.

К моменту взлёта человека в космическое пространство в полную готовность приведены все измерительные пункты Командно-измерительного комплекса, расположенные в разных уголках нашей страны большой страны.

Для телеметрического контроля систем пилотируемого корабля на участках траектории, где проводились динамические операции, приготовились к работе экспедиции морского КИКа, расположенные на 5 кораблях в Атлантическом океане и Средиземном море.

Для обеспечения встречи космонавта на Земле была создана специальная спасательно-поисковая служба, включавшая 20 самолётов и 10 вертолётов. Для поиска и встречи корабля-спутника при нештатном завершении полёта она имела семь парашютно-десантных групп, в состав которых входили врач и другие специалисты.

Всего в боевом расчёте, обеспечивающем космический полёт первого человека, насчитывалось только военных 678 человек, в том числе 270 офицеров-специалистов. За долго до пуска они уже были на боевых постах и выполнять свои задачи.

А в центре всей этой мощной наземной группировки, в фокусе внимания многих тысяч военных и гражданских специалистов находилась космическая ракета-носитель с кораблём-спутником «Восток», в кабине которого находился один человек, старший лейтенант Гагарин.

О Гагарине написано очень много. Биография его проста и прозрачна. Из колхозной семьи, в 1941-м – в первый класс, война, затем ремесленное училище и школа рабочей молодёжи, индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове. Мечтает летать и стать офицером, поступает в Оренбургское военно-авиационное училище.

Окончено училище. Вот строки из выпускной аттестации Юрия: «Теоретически подготовлен отлично… Лётную программу усваивал успешно и приобретённые навыки закреплял прочно. Летать любит, летает смело и уверенно. Государственные экзамены по технике пилотирования и боевому применению сдал с оценкой «отлично»… В заполярном полку морской авиации, где в годы Великой Отечественной войны бесстрашно сражались с врагом лётчики - североморцы, он начал службу...

А сейчас, пройдя огонь, воду и... (пока без медных труб), он готов взлететь в Космос. Так ли уж проста его задача и роль «пассажира» автоматического корабля-спутника, как некоторым может казаться?

Действительно, «Восток» был полностью автоматизирован. Но его командир не только постоянно контролировал действие всех систем, он был готов в любой момент взять управление на себя. Система ориентации, состоящая из соответствующих датчиков, логических устройств и реактивных двигателей, позволяла управлять кораблём вручную. А если учесть, что неизвестно было, как повлияют на человеческий организм большие перегрузки и полная невесомость, как, наконец, перенесёт экстремальные условия космического полёта человеческая психика, то станет ясно, что пилоту «Востока» отводилась роль отнюдь не пассажира. Не случайно на корабле было установлено предохранительное устройство - так называемый «логический замок». При отказе автоматической системы для ручного включения тормозной двигательной установки космонавт должен был набрать цифровой код, хранившийся в запечатанном конверте.

Наступают исторические секунды старта в Космос.

Вот как вспоминает о них "стреляющий" Кириллов: «Крепче сжимаю рукоятки перископа и, не отрывая глаз от секундной стрелки хронометра, резко подаю команду:

- Ключ на старт!

- Есть ключ на старт! отвечает оператор и ладонью вгоняет ключ в гнездо.

Сергей Павлович дублирует мои команды на борт Юрию Гагарину.

- Пуск! – выпаливаю я.

Стрелка хронометра отсчитывает секунды: одна, две, три… двенадцать…

- Зажигание! – резко подаю последнюю команду. Теперь для меня больше ничего не существует. Всё внимание – ракете и пламени, которое ярко вспыхивает под ней.

- Подъём! – почти кричит в микрофон Королёв.

В перископ видно, как ракета сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьёт в бетон стартовой площадки. И в этот напряжённый момент раздаётся гагаринское:

- По-е-ха-ли!

Это неожиданное и такое подходящее к моменту, поистине русское, удалое «поехали» в одно мгновение сняло напряжение. Все заулыбались, облегчённо вздохнули, словно сбросили с плеч тяжёлый груз».

Но на этом слове "пусковой диалог" не закончился:

Заря (Королёв) Мы все желаем вам доброго полёта, все нормально.

Кедр (Гагарин) До свидания, до скорой встречи, дорогие друзья!..

И вот он в Космосе.

Приведём лишь одну выдержка из радиообмена Гагарина с Землёй во время орбитального полёта.

Гагарин: «Полёт проходит успешно… Чувство невесомости интересно. Всё плавает. Плавает всё. Красота! Интересно! «Весну» не слышу, не слышу «Весну». Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Невесомость проходит хорошо. В общем, весь полёт идёт хорошо. Полёт проходит чудесно… Сообщите ваши данные о полёте… Привет Блондину!» (Блондином Юрий называл старшего лейтенанта Алексея Леонова, который в это время дежурил на Камчатском измерительном пункте).

В эти минуты весь Командно-измерительный комплекс выполнял особую задачу – определял параметры орбиты «Востока» через 10 минут после активного участка полёта. Это позволило сообщить всему Миру о пребывании первого человека в Космосе уже через 25 минут после его запуска.

Нельзя сказать, что полёт шёл без сучка и задоринки. Были кратковременные перебои в связи. Неприятное вращение и большие перегрузки космонавт ощутил при отделении приборного отсека на нисходящей траектории.

«В этот момент, - сообщал он в отчёте, - я почувствовал, что степень перегрузки достигла 10g. В течение двух или трёх секунд показания приборов были неясными. Всё перед глазами стало каким-то сероватым. Я снова напрягся. Это помогло – всё вернулось на свои места».

В 10.30 на космическом корабле включилась тормозная двигательная установка и началось торможение. После окончания работы ТДУ корабль перешёл на траекторию к Земле. Приборный отсек отделился от спускаемого аппарата. Дальнейшее торможение СА в плотных слоях атмосферы осуществлялось аэродинамическим путем. При этом температура слоя воздуха вокруг спускаемого аппарата достигает плюс трех-четырех тысяч градусов по Цельсию. Только теплозащита спасает кабину и космонавта от сгорания в атмосфере. На высоте около 7 км отстреливается люк кабины и катапультируется кресло космонавта. Раскрывается парашют, и в 10.55 первый космонавт приземляется в районе села Смеловка Саратовской области.

Среди встречавших Гагарина был и спортивный комиссар И. Г. Борисенко, который в соответствии со Спортивным кодексом попросил у только что приземлившегося космонавта удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки спускаемого аппарата.

Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых рекорда: продолжительности полета (108 минут), его высоты (327,7 км) и максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 кг). Кроме того, в полете было установлено два всесоюзных рекорда по радиосвязи.

Сообщение о завершении уникального космического полёта передавалось по радио, телевидению и в ТАСС. Его текст был подготовлен заранее и передан в средства массовой информации в конверте, вернее в трёх запечатанных конвертах. Первый вскрывался при успешном полёте, второй – при нештатной посадке корабля, третий – самый тяжёлый... После спуска Гагарина на Землю второй и третий конверт были изъяты и уничтожены, их решили не оставлять даже для истории.

К вечеру этого же дня на берег Волги у Куйбышева, где Гагарин проходил послеполётное обследование, прилетел Королёв. Обняв идущего навстречу своего первенца, Сергей Павлович растроганно произнёс:

«Спасибо, Юра!»

«Вам спасибо, Сергей Павлович, я-то что…» - последовал ответ предельно честного и скромного человека.

13 апреля состоялось послеполётное заседание Государственной комиссии. Перед началом заседания объявили о подготовке торжественной встречи Юрия Гагарина в Москве. Руководители Партии и Правительства встретят героя во Внуково, потом - торжественный проезд по улицам столицы на Красную площадь, где состоится митинг и демонстрация.

«Всего ожидал, - произнёс Королёв, - но чтоб митинг на Красной площади - не предполагал. Готовьтесь Юрий Алексеевич к земным перегрузкам. Они не так просты…»

Так и оказалось. Пожалуй, никто из людей Земли, ни прежде, ни теперь, не пользовался таким почётом и уважением, как первый космонавт Планеты. Никто не заслужил столько государственных и общественных наград, почётных степеней и званий. Его слава была поистине мировой и, безусловно, заслуженной.  

Труженики космоса,© 2010-2019
ОСОО "Союз ветеранов Космических войск"
Разработка и поддержка
интернет-портала - ООО "Сокол"