20.03.2023
Анализируя информацию о создании космической техники в современных условиях, ветераны Космических войск, стоявшие у истоков разработки многих космических систем, вспоминают о том , какую роль при их создании играли военные представительства Заказчика на предприятиях промышленности в годы бурного освоения космического пространства.
О контроле за работой военных представительств.
Организации и предприятии оборонно-промышленного комплекса разрабатывающие и производящие военную технику, должна делать это при участии и под контролем представителя Заказчика Минобороны. В этом − основная задача военных представительств Министерства обороны (в обиходе их называли «Представительство Заказчика»).
Военное представительство (ВП) организационно и штатно состоит из военнослужащих и служащих (гражданских). Военнослужащие − офицеры: руководитель ВП (полковник, подполковник, майор), военпред (майор, капитан), помощник военпреда (от лейтенанта и выше). Служащие: старший инженер, инженер, техник. Иногда несколько ВП, расположенных, как правило, в одном городе или регионе, объединяются в «Куст ВП» во главе с Районным инженером (полковник). Одно время военнослужащие ВП ходили на службу в военной форме, но потом (с конца 60-х годов прошлого столетия) перешли на гражданскую одежду. Как воинское подразделение ВП подчиняется одному из инженерно-технических подразделений вида (рода) Вооруженных Сил. Иногда бывает так, когда организация наряду с военной техникой разрабатывает (производит) продукцию нескольких ведомств Министерства обороны, тогда директивно по согласованию ведомств осуществляется контроль ВП разработки этих проектов, изготовление и испытаний продукции других Заказчиков. Как правило, трудностей при согласовании объёмов и порядка контроля отказов не было.
Военпред, контролирующий опытно-конструкторские работы (ОКР), обязан досконально изучать контролируемый образец (конструкцию, агрегат, электрическую схему и т. п.), знать, как он работает в различных (особенно в аварийных) ситуациях. А если есть и опытное производство, он обязан принять опытный образец, опечатать своей печатью и принять участие в его летно-конструкторских испытаниях (ЛКИ). На серийных предприятиях военпред принимает готовую продукцию, заключение заверяет документально своей подписью и печатью. А служащий ВП контролирует процесс создания образца военной техники непосредственно в цеху опытного или серийного производства (следит за качеством сборки, монтажа, пайки и т. д.), делая при этом соответствующие записи в сопроводительной документации.
Вот в такую военную организацию я и попал в январе 1960 года. Это ВП № 975, которое располагалось на фирме Н.А. Пилюгина и подчинялось ГУРВО РВСН, но контролировало создание систем управления, как для боевых ракет РВСН, так и для ракет-носителей космического назначения. Я контролировал разработку системы управления новой ракеты 8К75, Главным конструктором которой был Сергей Павлович Королёв. В феврале 1961 года группа специалистов и военных представителей во главе с Королёвым С.П. отправилась на полигон в районе станции Тюра - Там (ныне –космодром Байконур) для проведения лётных испытаний этой ракеты. 9 апреля 1961 года прошёл её успешный запуск, а затем я был оставлен моим командованием на запуск Первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина на космическом корабле «Восток». Передо мной как военпредом была поставлена задача контролировать испытания и работу систем управления ракеты-носителя. Так я стал непосредственным участником этого исторического события.
Пришло время, когда на ГУКОС Минобороны были возложены обязанности и функции заказывающего Главного управления и контроля хода работ по ракетно-космической тематике (военной и гражданской). Для организации работы большого отряда подчинённых ВП в ГУКОС было создано специальное подразделение – Отдел по контролю работы военных представительств (ОКРВП). Летом 1970 года я был назначен в этот отдел на должность старшего инспектора. Должен сказать, что в этом отделе первые годы кроме меня не было специалиста, знающего специфику работы военных представительств (начальник этого отдела – бывший специалист по телеметрии с полигона). Так что долгое время мне пришлось часто бывать в командировках по проверкам работы ВП. Правда, придёт время и я как сотрудник ОКРВП буду ездить в такие командировки в статусе уже заместителя председателя комиссии, где председатель, как правило, начальник того отдела Главка, в ведении которого находилось проверяемое ВП. В результате таких комиссий у меня сложились хорошие, почти дружеские отношения, со многими офицерами и генералами из руководящего состава ГУКОС.
Но пребывание в составе комиссии – это ведь не только проверка деятельности подчинённых военных представительств. Это и новые города с их историей и достопримечательностями, это − новые люди, новые знакомства, новые впечатления. Многие, наверное, меня не поймут, если я скажу, что моя память сохранила не только те сотни ВП, в которых в составе комиссий я участвовал при проверке в местах их дислокации, а главное – остались в памяти сами эти города с их историей и культурными ценностями.
Ну, как ни вспомнить город Красноярск с его ГЭС, расположенной глубоко в тайге и высоко в горах или не менее знаменитые его Столбы. А знаменитая высокая и живописная набережная Волги в Ярославле! А киевская Печерская лавра, а кремль Астрахани! Вспоминаю и большие пароходы на волжской воде города Куйбышева, и запах моря в Сухуми, и красивейший в Европе львовский Театр оперы и балета, и театр Омска – точную, уменьшенную копию московского Большого театра, и аппетитные ароматы базаров Ташкента. Помнится, когда комиссия работала в Ижевске, нас повезли в старинную усадьбу, где прошло детство великого поэта М.Ю. Лермонтова. Нам показали его гроб, который висит на цепях в глубоком подземелье. Мы тайком утирали «скупую мужскую слезу», когда гид (молоденькая девчушка) рассказывала нам о горестных переживаниях бабушки поэта, потерявшей любимого внука. Я уж не говорю о красотах Ленинграда. Я в составе комиссий проверил порядка 120 военных представительств. Во скольких же городах я побывал!?
Здорово, когда есть что вспомнить!
Начальник отдела ГУКОС МО полковник Буйновский Э.И.
Х Х Х
Функции военного представительства Заказчика
Институт военных представителей, то есть представителей Заказчика, на предприятиях и должен был выполнить функции независимого контрольного органа на месте непосредственного производства заказанной продукции с требуемыми параметрами и качеством. Его обязанности определял Заказчик соответствующими нормативными документами, права определялись совместными актами руководителей представительства и руководства предприятия, конструкторской и технологической документацией, другими нормативными документами.
Деятельность военного представителя многогранна, никакое положение или инструкция не сможет предусмотреть все аспекты взаимодействия сторон при изготовлении предприятием и принятии представителем Заказчика изделия или проекта.
Практически на каждом оборонном предприятии было аккредитовано военное представительство Заказчика военной продукции, а то и нескольких одновременно. На отдельных предприятиях промышленности их было несколько, от каждого ведомства: от ВВС, ВМФ, ПВО, РВСН, ГУКОС. Перебор или целесообразность? Найти чёткое тому обоснование или объяснение никому и никогда в голову не приходило. Ведомственный подход – всему причина. Позднее, когда я уже служил в Центральном аппарате Министерства обороны, многое мне стало ясно, да и самому не раз приходилось участвовать в подготовке обоснований создания военного представительства Главного управления космических средств Минобороны на том или ином предприятии оборонной промышленности, хотя там уже было аккредитовано военное представительство другого военного ведомства. В обоснование, прежде всего, закладывались исключительная особенность создаваемой техники или проекта, нормативная база и стандарты, а также многое другое, вплоть до политического и общественного резонанса в случае аварии или катастрофы ракеты-носителя, космического аппарата или пилотируемого корабля. Военному представителю на заводе сравнительно легко изучить материальную часть, конструкторскую документацию, ГОСТы, ОСТы, ведомственные нормативные документы. Главное требование к такому военному представителю как к специалисту – наличие у него подготовки по специальности контролируемой и принимаемой техники или проекта. Да, на начальной стадии, приступая к выполнению функции представителя Заказчика неизвестной ему техники, целевого её применения, особенностей эксплуатации, возникнут некоторые трудности, но они сравнительно легко преодолимы для специалиста.
«Ремеслу» военного представителя в военных учебных заведениях не обучали. Читались лекции по стандартизации, основам управления качеством и обеспечения надёжности. Признаться, слушатели не придавали большого значения этим занятиям, ибо не тешили себя надеждой на работу по завершении учёбы в качестве военпреда. Да и сам руководитель дисциплины, в прошлом начальник военного представительства, неоднократно подчёркивал, что настоящим военным представителем можно стать только на заводе-изготовителе или в конструкторском бюро. Позже мне ни разу не попалось учебное пособие или издание, где бы автор достаточно ясно изложил хотя бы основы подготовки и деятельности военного представителя.
Значимость категории представителей Заказчика в обеспечении требуемой надёжности и качества военной техники весьма велика. Понятно, что в самом военном представительстве на местах реализуются основные положения и требования нормативных документов Заказчика в лице центрального органа Министерства обороны с особенностями создаваемой и применяемой техники. Военное представительство всего лишь маленькое звено в общей системе контроля поставляемой на вооружение военной техники.
Так почему нужно было создавать военные представительства Заказчика видов, родов войск?
Характерной особенностью работы военных представительств на предприятиях промышленности являлось неукоснительное внедрение единых методологических подходов, нацеленных на решение вопросов обеспечения высокого качества разработок по космической технике
научного, народнохозяйственного и военного назначения. Директивными документами Правительства предписывалось осуществлять контроль проектных работ, изготовления, испытаний и поставок техники силами военных представительств. Сосредоточивая главные усилия на обеспечении космической техники в интересах Министерства обороны, требовалось сохранять высокий уровень качества и надёжности по пилотируемым космическим аппаратам и по другим программам. Это диктовалось высокой стоимостью космической техники, безопасностью её применения, необходимостью поддержания на космических предприятиях единой технологической дисциплины на основе действующих ГОСТов, ОСТов, унификацией приборов и единых методов испытаний космических аппаратов и ракет-носителей.
С началом освоения космического пространства резко возросло число предприятий, участвующих в работах по космической технике, возросло и количество военных представительств. По космической технике на предприятиях были привлечены военные представительства Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО) и некоторых заказывающих управлений других видов Вооружённых Сил. Третье управление ГУРВО, на базе которого в 1965 году было образовано Центральное управление космических средств Министерства обороны, в период 1961-1964гг. создало целый ряд новых военных представительств и осуществляло руководство ими.
Вся текущая работа с военными представительствами видов войск или ведомств Министерства обороны (именовались они для краткости и соблюдения режимности – Заказчик) велась офицерами специализированных отделов, за которыми закреплялась тематика опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ или определённая группа приёмок.
На чём строится вся контрольная функция военного представительства? Прежде всего, на знаниях нормативных актов, безусловном выполнении конструкторской документации, строгом соблюдении производственной и технологической дисциплины, умении использовать административный ресурс. Конечно, в этом перечне ещё многого не хватает, чтобы наглядно показать роль и место представителя Заказчика в ходе разработки или изготовления изделия космической тематики. Где можно научиться теоретически выполнить на практике функции военного представителя? Только работая в военном представительстве.
Так вот для военного представителя как одного из основных поборников обеспечения качества и надёжности техники знание нормативных актов и неукоснительное выполнение их положений при создании техники – это закон, который он не вправе сам нарушить и позволить нарушить другим.
С увеличением количества запусков ракет-носителей и космических аппаратов, когда стали переходить к постоянно действующим системам, отказы отдельных ракет-носителей или космических аппаратов из-за их ненадёжности уже стали неприемлемыми, а материальные и финансовые потери возросли до сотен миллионов долларов. Возник вопрос о качестве той или иной системы, качестве разработки, где надёжность являлась одним из показателей, зависимым от многих факторов: специализации производства, процесса проектирования, разработки, сборки, испытаний, контроля конечной продукции, применённых материалов и элементов, срока хранения, условий эксплуатации и т. п.
При создании современных сложных изделий недостаточно контролировать качество – нужна система управления качеством для предприятия, для отрасли. Ещё в середине 50-х годов прошлого столетия в СССР была разработана и внедрена система управления качеством. Под непосредственным руководством головного министерства и Заказчика выпускались стандарты, охватывающие все стороны космической деятельности, начиная от стандартов по терминам и определениям и кончая вопросами приёма на вооружение и в эксплуатацию.
Умение работать военным представителем, его профессионализм познаётся, куётся и приходит с годами. Практика показала, что настоящим военным представителем становится тот, кто пришёл в военное представительство на должность младшего военного представителя, а уволился в запас с должности начальника военного представительства.
Заместитель начальника 1-го управления ГУКОС МО полковник Письменный Н.М.