22.07.2023
Об участии ветеранов космодрома «Плесецк»
в подготовке к запуску и запуске КА «Кондор-ФКА»
с космодрома «Восточный».
Лишь один эпизод работы ветеранов
космодрома «Плесецк» в подготовке к запуску и запуске
КА «Кондор-ФКА» с космодрома «Восточный»
Как часто слово «ветеран», и особенно – «ветеран военной службы» в бытовом плане у многих обывателей ассоциируется со спокойной обеспеченной старостью, подразумевающей отсутствие необходимости трудиться ради денег, сопереживать за других и приносить пользу обществу, своей стране…
Сегодня большинство наших ветеранов-северян – на заслуженном отдыхе. Именно – заслуженном, потому как армейской службе ими отдан не один и даже не два десятка лет жизни, а гораздо больше, посему никто не имеет права их упрекнуть в тунеядстве, если они решат, мол, что хватит: отработал своё! Однако, очень многие продолжают трудиться и, почему бы нет, если есть и желание, и силы применить свой опыт и знания во благо процветания нашей Родины?! Так уж устроено, видимо, большинство наших офицеров, что своё «после армейское» применение они находят в отрасли, которой была отдана вся сознательная жизнь, а это – космодромы и их ракетно-космическая техника. Так, только на одном предприятии
АО «ЦЭНКИ» («космодромы России») и в его филиалах сегодня трудится более 20-ти заслуженных отставников-северян, среди которых, в первую очередь, генеральный директор предприятия Николай Николаевич Нестечук, а ещё - Владимир Иванович Погребной, Вадим Иванович Шамало, Александр Алексеевич Болховецкий, Никита Васильевич Злобин, Николай Николаевич Сиренко, Валерий Сергеевич Должиков, Анатолий Владимирович Подгорный, Игорь Эдуардович Могунов, Георгий Владимирович Пелипенко, Дмитрий Александрович Демченко, Алексей Борисович Морозов, ну и , простите за нескромность – Ваш покорный слуга…
Сегодня я хочу рассказать лишь об одном эпизоде беспокойной пенсионерской жизни отставников-северян.
…В период с 10 по 30 мая с.г. мне в числе группы специалистов АО «ЦЭНКИ» (космодромы России) посчастливилось в составе совместного расчета принять непосредственное участие в подготовке и пуске РКН «Союз 2-1а» с разгонным блоком «Фрегат» (РБФ) и КА «Кондор-ФКА» №1 с космодрома «Восточный».
О технических характеристиках этого чудо-аппарата до сих пор пестрят интернетные страницы, подчас раскрывая то, что, на мой взгляд, не стоило бы вещать на весь мир. Однако, справедливости ради надо отметить, что слово «чудо» мною употреблено не напрасно, ибо до настоящего времени в действующей структуре нашей орбитальной космической группировки подобных аппаратов не было (и по этой причине, в том числе, запуск КА «Кондор-ФКА» стал приоритетным, «подвинув» по срокам запуска другой, подготавливаемый в это время на космодроме КА – «Метеор-М» № 2-3).
Подготовка аппарата в МИКе КА проходила штатно: «а по другому и быть не могло!» так сказал мне в личной беседе техрук предприятия-разработчика и изготовителя аппарата, на 100% уверенный в своём детище, мой круглый тёзка Виктор Александрович Титов.
Все последующие работы – накатка обтекателя, стыковка космической головной части (КГЧ) с «пакетом» РН и перекладка РКН на установщик прошли без замечаний, точно по утвержденным графикам.
Без сучка и задоринки проводились работы по подготовке агрегатов и систем стартового комплекса к приему РКН на СК. Хотя и здесь согласно технологическим графикам приходилось работать по выходным, роптаний и недовольства среди совместного расчета не наблюдалось.
Подошёл первый стартовый день - день вывоза РКН на старт. Помимо должностных лиц Госкорпорации «Роскосмос», предприятий промышленности РКТ и тех, кто по своим функциональным обязанностям участвовал в транспортировке РКН на СК, у открывшихся ворот МИКа РН собралась внушительная группа туристов, готовых фиксировать каждый сантиметр передвижения ракетного эскорта с МИКа на старт (как позже было выяснено мною, это посещение космодрома в таком количестве туристов проводилось впервые в качестве эксперимента и, надо сказать, эксперимент явно удался: и принимающая сторона, и гости остались довольны!..).
Погода была отличная, «каждый знал своё место в строю», работалось на СК легко и слажено. И второй стартовый день прошел без замечаний: его венец - комплексные испытания прошли штатно.
Особенность этого пуска заключалось в том, что он венчал собою заключительные комплексные испытания СК в связи с переводом РН на горючее нафтил и, соответственно, доработку заправочных систем старта. Потому-то в пусковом графике появился «лишний», третий, день, но, не смотря ни на что, завершающие его комплексные испытания закончились успешно.
День пуска. В 21:00 совместный расчет построен на «ноле» стартового сооружения. Короткий инструктаж руководителя работ и, рабочие места заняты. Закончены завершающие проверки КГЧ. Комиссией дано «добро» на заправку РКН. Идём чётко в графике. Начался обратный отчет: «Готовность
5 часов… 4,..3..,2…» и, наконец – «Готовность 1 час!» Проходит эвакуация с СК. Вместе с начальником управления эксплуатации Игорем Лункиным – ответственным за эвакуацию, проверяем и отправляем автобусы с людьми в заранее установленные безопасные зоны (в район г. Циолковский), объезжаем сооружения СК, проверяем наличие обязательной сдачи на КПП электронных пропусков («маячков») всех эвакуированных, после этого проходит доклад руководителю работ о полной эвакуации с СК. Отъезжаем на наблюдательный пункт (НП - кстати, именно отсюда наблюдал за первым пуском с космодрома «Восточный» Президент РФ В.В. Путин!)
…Звучит команда «первого» - руководителя работ - «Готовность 10 минут!»
…Сколько раз за свою «космическую деятельность» я слышал эту команду и в пультовых, и на НП, и каждый раз кажется, что эти 10 минут длятся вечность!.. Ну, наконец-то звучит команда – «ПУСК!», медленно отходит верхняя кабель-мачта, отрывая от «пуповины» ракеты последний питающий «земной» кабель – есть переход на бортовое питание!,. Прекратилось парение ракеты – это закрылись дренажные клапана на её блоках… Отсчитываю секунды обратно: 10, 9, 8…. Смотрю на часы: 06:14 местного (в Москве – 00:14). И вот он, сначала робкий, как-бы из далека, шум набирающих тягу двигателей, а затем закладывающий уши… Разгорается и как джин из бутылки вырывается наружу, мощное ослепляющее пламя:
- «Предварительная!»…
- «Промежуточная!!»…
- «Главная», и почти одновременно – «П О Д Ъ Ё М !!!» (позже из показаний системы единого времени (СЭВ) узнаем: контакт подъема – отрыв РКН от стартового стола - прошёл в 06:14´:01´´:02´´´)
… Ракета быстро уходит в облака, и мы так и не увидели облегчающего сердце «крестика» (мол, всё идёт хорошо!) - момента разделения ступеней РН, когда четыре «боковушки» I –й ступени синхронно отходят от II-й в разные стороны, а светящиеся точки их уже выключенных, но всё ещё светящихся двигателей образуют с двигателем II-й ступени в чистом небе яркий крест... …Снова спешим на старт. Пронёсшиеся мимо пожарные машины МЧС быстро возвращаются назад: значит на старте всё в порядке, возгораний нет!..
…Построение совместного расчета на старте. Поздравления и благодарности за труд от заместителя руководителя Госкорпорации «Роскосмос» А.П. Лопатина и генерального директора АО «ЦЭНКИ» Н.Н. Нестечука (для Николая Николаевича этот пуск с космодрома «Восточный» пыл первым в ранге руководителя ОА «ЦЭНКИ»).
Вижу знакомые, усталые от всенощного бдения лица моих товарищей-ветеранов северного космодрома – Толи Подгорного, Александра Болховецкого, Николая Сиренко, Игоря Могунова, Жоры Пелипенко... Тогда в строю совместного (а для нас – по-прежнему БОЕВОГО!) расчета стояло нас шестеро. А всего в этой работе на разных её этапах приняло участие двенадцать северян-отставников…
Двенадцать инженеров-испытателей, прошедших горнила нелёгкой воинской службы на космодроме «Плесецк» (а некоторые ещё были обожжены горячими ветрами Байконура и вкусили все прелести Гвианского космического Центра Европейского Космического Агентства!!!)...
Двенадцать настоящих мужиков, которые презирают «диванный дембель» и тихую обеспеченную старость в подмосковном палисаднике!
Двенадцать офицеров, считающих не в праве быть в стороне сегодня, а посему – по-прежнему стоящих в строю и по настоящее время, офицеров, пусть и в разных воинских званиях, но не приемлющих приставок к ним типа «запаса» иди «в отставке»!..
… Космический аппарат «Кондор-ФКА» сразу после выведения его РБФ на точно заданную орбиту был взят на управление. Аппарат летает, прекрасно делает своё очень важное дело, приближая – уверен! – день нашей победы и в этом частица душ, труда и нервов наших ветеранов, готовых к новым свершениям, но при этом, совершенно не считая свой труд героическим, а называя его буднично и просто: настоящая работа для настоящих мужчин!
Главный специалист Центра эксплуатации
филиала АО «ЦЭНКИ»-НИИ СК,
Председатель Совета ветеранов
МОО «Ветераны космодрома «Плесецк»,
полковник Пидорченко В.А.